Недавно в редакции некоторых саратовских СМИ по электронной почте пришло подмётное письмо. В нём говорилось, что руководитель Средне-Волжского управления Росохранкультуры Александр Бургучев обратился в правоохранительные органы с жалобой на телефонные угрозы. Якобы неизвестный постоянно угрожает ему физической расправой, и связано это, по мнению автора письма, с нашумевшим на всю страну иском к газете «Саратовский репортёр» и требованием её закрыть.
Я не напрасно назвал это послание подмётным. Дело в том, что оно отправлено с электронного адреса burguchev@mail.ru, но подписано почему-то неким «пресс-центром». Сам Бургучев от каких-либо комментариев отказался. Более того, руководитель Росохранкультуры по Саратовской области вообще не пожелал общаться с прессой. За него это сделала специалист управления Юлия Хабибуллина. Она же, кстати, представляла интересы своего ведомства в Октябрьском районном суде.
По её словам, никаких писем никто не отправлял, угроз в адрес Бургучева ни по телефону, ни по почте, ни устно не высказывалось. Более того, указанный отправителем электронный адрес ей не известен. И вообще, всё в этом письме, от начала до конца, — сплошная ложь. Также ею было официально заявлено, что ни пресс-службы, ни тем более пресс-центра в Средне-Волжском управлении Росохранкультуры нет и никогда не было. Одновременно было опровергнуто утверждение о массовом увольнении сотрудников. Юрист Нина Майская действительно больше не работает в управлении — у неё попросту закончился контракт. По имеющимся в редакции «СаратовИнформ» сведениям, она нашла более перспективную работу.
И уж совсем непонятно, к чему упоминается руководитель ОАО «Астэк-С» Алексей Ерусланов, на деньги которого якобы издаётся «Саратовский репортёр». По заявлению официального представителя главного редактора «СР» Григория Ахтырко, от этой фирмы не было взято ни копейки. Общение с «Астэком-С» сводится к тому, что Сергей Михайлов и его редакция арендуют комнату в здании этого ОАО. При этом Ахтырко «приоткрыл коммерческую тайну» газеты: издание «Саратовского репортёра» осуществляется деньги ООО «Системы-М», генеральным директором которого является сам Сергей Михайлов.
Сам собой возникает вопрос: кому, а главное, для чего понадобилась откровенная ложь? Если это провокация, то против кого она направлена? Трудно себе представить Михайлова, названивающего по телефону и высказывающего изменённым голосом какие-то угрозы. Ахтырко говорит, что он «знает, чьих это рук дело, но не хочет называть фамилий». Наверняка и большинство саратовских журналистов догадываются, «откуда ветер дует».
Вопрос о ликвидации газеты Михайлова повис в воздухе. Видимо, кого-то это не устраивает. Вот и появилось желание поторопить события. Как говорится, не мытьём, так катаньем. Это мы на местном уровне знаем, что всё сказанное в этом письме — полный бред. А вот на федеральном уровне об этом могут и не догадываться. Глядишь, зашлют какую-нибудь проверку. Ведь чем бездарней ложь, тем скорее в неё верят. Да и вообще, позиция оправдывающегося никогда не была выгодной. Вот только не совсем понятно, кого хотят заставить оправдываться? Ведь данная анонимка заставила это делать и Бургучева, и Михайлова.
Как известно, принятый в январе 1987 года закон отменил проверки анонимных сообщений. Поэтому не будет ничего удивительного в том, что правоохранительные органы не заинтересуются происхождением данного опуса. Но думается, что кое-кто из региональных политиков и чиновников настолько «заигрался» в борьбу с местной прессой, что незаметно для себя утрачивает чувство меры. А это чревато непредсказуемыми последствиями для обеих сторон.