В преддверии наступающей зимы местные власти, а за ними и местные СМИ, всё чаще заговаривают о готовности или неготовности предприятий Саратовской области к новому отопительному сезону. По последним данным, если мне не изменяет память, практически во всех районах области с этим вопросом всё неплохо складывается. Но всё же некоторая нервозность в воздухе витает. Не до конца пока ясно, на всех ли хватит тепла и всем ли его, собственно, будут давать.
Именно эти вопросы были поднят на состоявшейся вчера пресс-конференции в областном минстрое. Инициатором встречи с представителями прессы стал зампред облправительства Алексей Щербаков. Кроме него в мероприятии приняли участие руководитель «Саратовской газовой компании» Сергей Лисовский и министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Федотов. Официальной темой пресс-конференции была заявлена подготовка к будущему отопительному сезону, но, как выяснилось в процессе, повод этот оказался весьма формальным.
С первых минут Алексей Щербаков решил «воспользоваться ситуацией» и «прокомментировать» интервью Сергея Лисовского, опубликованное в свежем номере газеты «Время». Собственно, в дальнейшем главные герои встречи занимались «анализом» данной публикации.
Вкратце поясню, о чём шла речь. В интервью газете «Время», в номере от 17-го сентября 2007 года, Лисовский говорил о том, что подготовка к отопсезону в этом году идёт хуже, чем в прошлом, в части финансовых и организационных моментов. Что некоторые районы ещё не расплатились с долгами перед «Саратовской газовой компанией» и что несмотря на конструктивную работу с правительством области и главами районов многие вопросы остаются нерешёнными. Кроме того, Лисовский упомянул о сорванном соглашении между правительством и ООО «Межрегионгаз» по передаче газопроводов и о том, что правительство области задолжало компании немалую сумму, и пока не торопится расплачиваться. Что конкретно из сказанного и опубликованного задело зампреда, неизвестно. Но выступление Щербакова было весьма эмоциональным.
Во-первых, он заявил, что больших денег правительство у газовой компании не занимало. Сумма задолженности, по словам зампреда, составляет 40 миллионов рублей, причём 10 миллионов — «авансы, созданные по новой схеме». В ответ на это Лисовский завил, что Алексей Анатольевич говорит не обо всей задолженности, а только о долгах организаций коммунального комплекса.
По словам Щербакова, большая часть сорокамиллионной задолженности, а именно 30 миллионов рублей, — это долг организации «Саратовоблтеплоэнерго».
«"Саратовоблтеплоэнерго" — это контора Газпрома. То есть одна газпромовская контора должна другой, а правительство виновато. Я с этим не согласен», — заявил Алексей Щербаков и потребовал объяснений. Сергей Лисовский в свою очередь заметил, что вопрос не в том, кому принадлежит данная организация, а в договорённости между газовой компанией и правительством области. А возникшие долги коммунальных организаций — это организационная составляющая, которая должна была контролироваться правительством.
В процессе выяснения вопроса «кто кому и сколько должен» всплыл ещё один «фигурант» по данному делу — Марсковский муниципальный район. И далее речь пошла о сложившейся в нём «сложной ситуации». Маркс — ещё один район-должник, наряду с Краснокутским и Озинским. По словам Лисовского, сказанным в интервью газете «Время», учреждения социального назначения Марксовского района могут остаться зимой без тепла. Дело в том, что в этом районе сменилась организация-поставщик и у неё до сих пор нет ни лицензии, ни лимитов на газ, ни договорных отношений с Саратовской газовой компанией.
Алексей Щербаков снова не согласился с такой постановкой вопроса, поскольку, по его мнению, разговор опять начал сводиться к долгам за газ, а «новая Марксовская контора за газ пока ничего не должна». Щербаков продолжал настаивать на формулировке «Газпром сам себе должен 30 миллионов и пытается публично обвинить в этом правительство Саратовской области».
Сергей Лисовский также своих позиций сдавать не собирался и настойчиво обращался к фактическим суммам. В частности, он заявил, что при долге Марксовского района в почти 19 миллионов рублей «вхождение в отопсезон весьма сомнительно».
Зампред Щербаков в этот момент попытался перевести разговор на непомерно высокие цены на оптовый газ в Саратовском регионе (в отличие от других регионов ПФО), но в целом согласился, что проблемы в Марксе действительно существуют и правительство будет их решать. И вероятно, даже успеет решить к началу отопительного сезона.
Следующим пунктом в этом «разборе полётов» значилось сорванное соглашение по передаче газопроводов. Так, передача должна была состояться ещё около 10-ти месяцев назад. Алексей Щербаков, на корню пресекая возможные обвинения в адрес правительства, заявил, что все необходимые документы были готовы ещё шесть месяцев назад. Однако организация, которая должна была сети принять, ещё не была зарегистрирована Газпромом. Зампреда мучил вопрос: «В чём вина правительства?!». Сергей Лисовский парировал, что в его задачу не входит оценка или обвинение областной власти. Он лишь констатирует факт: соглашение было сорвано — и никаких комментариев. «За это время компания потеряла десятки миллионов рублей и ещё потеряет приличные суммы. В соглашении сказано: "правительство обязуется..." и дальше — сроки. Я никого не обвиняю. Но факты — упрямая вещь», — заявил он.
После этого заявления Щербаков перешёл к следующему вопросу — изменению тарифов на газ. Зампред поспешил «успокоить жителей области». Никакого изменения тарифов на газ, по его словам, в этом году не будет. И в следующем не будет тоже, а если и будет, то, безусловно, в рамках законодательства.
Заявление это, видимо, несколько смутило Сергея Лисовского. Он заметил, что Алексей Анатольевич «снова передёргивает» его слова. «Газовая компания не говорит и не говорила ни о каком повышении цен на газ», — сообщил Лисовский и припомнил июньское ПДС, на котором рассматривались «неправильно установленные правительством тарифы». СГК обратилась в федеральную службу по тарифам, где было получено подтверждение, что комитет государственного регулирования тарифов «неправомерно устанавливал цены в течение последних лет». В ФСТ потребовали учесть в тарифах убытки прошлых лет.
«Я понимаю, насколько сейчас неудобно правительству выходить из этой ситуации, надо же объяснять, почему произошло повышение тарифов. Ошибки правительства Саратовской области признаны, и есть подтверждающие это документы», — подытожил руководитель Саратовской газовой компании.
В ходе дальнейшего общения представителей власти и директора газовой компании выяснилось, что к последнему есть претензии и со стороны министерства строительства и ЖКХ области. В частности, министр Дмитрий Федотов сообщил, что у его ведомства созрело два животрепещущих вопроса к компании. Первый касается установки корректоров на газовые счётчики и начисления коэффициентов к счетам за газ некоторым предприятиям.
Как пояснил Федотов, в настоящее время в большинстве котельных ЖКХ и соцсферы установлены устаревшие счётчики, и газовая компания, начиная с прошлого года, выставляет им счета с коэффициентами. Министр намекнул также, что начисление этих коэффициентов может быть не совсем правомерно, и сейчас по этому вопросу даже ведутся судебные разбирательства. Решение данного вопроса минстрой уже нашёл. На устаревшие счётчики устанавливают корректоры. По словам Дмитрия Федотова, все приборы должны быть установлены к 2009 году. А с газовой компанией министерство договорилось о том, что коэффициенты пока (до 2009 года) начисляться не будут.
Вторая проблема — это дополнительные соглашения, которые Саратовская газовая компания выставляет ряду предприятий теплоснабжающих организаций. Речь идёт либо о полной предоплате за газ, либо об оплате в течение месяца потребления. При этом Дмитрий Федотов напомнил, что по закону теплоснабжающая организация выставляет счета за отпущенное тепло и горячую воду начиная с пятого числа месяца, следующего за месяцем оказания услуги. То есть большинство организаций физически не могут платить за энергоресурсы авансом, так как деньги не будут собраны, пока услуга не будет оказана.
Относительно вопроса о корректорах и коэффициентах Сергей Лисовский, отметил, что суды принимают решения в пользу газовиков. Более того, прокуратура, по словам главы СГК, провела сотни проверок и нарушений в работе компании не обнаружила. Что касается второго вопроса, то это своего рода санкции, которые газовая компания применяет только к самым недобросовестным потребителям. Лисовский заявил, что компания несёт большие потери из-за неплатежей, и дальше так работать становится невозможно.
И вообще, вопрос с неплательщиками в Саратове — больной вопрос. В начале мероприятия Алексей Щербаков сообщил, что в настоящее время долги населения за потреблённые «теплоэнергоресурсы и коммунальные ресурсы» достигли одного миллиарда трёхсот миллионов рублей. Отсутствие этих средств в коммунальном комплексе может серьёзно осложнить вхождение в отопительный сезон. И всё же, в целом понимая и поддерживая газовую компанию, Алексей Щербаков причиной конфликта считает «неоправданно жёсткую позицию» компании, при которой она «не идёт на компромиссы». Однако сама газовая компания считает, что занимает позицию, «определённую законодательством».
Нужно отметить, что внезапность конфликта определила и внезапность примирения. Практически сразу после того, как господин Лисовский напомнил о состоявшейся недавно встрече руководства Саратовской области с руководством Газпрома. Как сказал глава СГК, на ней были выверены все позиции, в том числе и по поставкам газа энергетикам и по газификации. «Мне кажется, что нам надо развивать то, о чём договорились наши первые руководители», — предположил Лисовский. К удивлению, с данным постулатом Щербаков спорить не стал. Представители сторон неожиданно встали и пожали друг другу руки.