Для ребёнка нет печальней ситуации, чем родители на грани развода. Тем радостнее для него видеть искренне примирившихся «шнурков» — и неважно, что их объединило. Для нас, «поколения пепси», по меткому выражению Пелевина, хоть мы давно и прочно не дети, было больно наблюдать «не по-детски» рассорившихся героев этой статьи.
Пилите, Шура, они золотые…
Кроме театрального буфета, нам, советским школьникам, нравились в ТЮЗе ещё и спектакли. Мы даже запоминали фамилии артистов, наиболее ярко исполнивших добрых и злых героев, чтобы потом найти их в новой программке. Театр воспитывал, объяснял то, что иногда недосуг было растолковать замотанным родителям.
Кто попытался осуществить раскол в лучшем в стране Театре юного зрителя — об этом не писал только ленивый. Министр культуры (саратовской) даже предложил разделить театр на два: ТЮЗ Ошерова и ТЮЗ Цинмана. Но в таком случае разделившиеся «по партиям» актёры растеряли бы весь богатый репертуар наработанных постановок. А помещение? Кто согласился бы остаться в старом, неремонтированном здании на Вольской, когда соперник с помпой занял бы новый суперТЮЗ на Чапаева (с условием, если этот застарелый долгострой наконец открылся бы)?
Гуд бай, Америка, о...
На недавно прошедшей пресс-конференции, посвящённой открытию нового, 89-го сезона театра, художественный руководитель Юрий Ошеров и главный режиссёр Григорий Цинман — любимые артисты нашего детства — сидели плечом к плечу и теперь уже казались неподдельно помирившимися. Перед двенадцатью присутствовавшими на «прессухе» (что это — число апостолов? присяжных заседателей? героев Блока? братьев-месяцев, по Маршаку?) творческими соратниками театра — режиссёрами, художниками, костюмерами, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — замаячила прекрасная заокеанская мечта. О возможности гастролей в США осенью 2008 года озвучил новость директор театра Валерий Райков. Университет в Ричмонде — принимающая сторона — берётся оплатить все расходы театра у себя на материке, в том числе и декорации, которые, разумеется, через океан никто не потащит. Задача театра — найти в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (ФАКК), в Союзе театральных деятелей, в местных властных структурах, благотворительных фондах, у меценатов финансирование на дорогу туда и обратно.
Мы длинной вереницей пойдём за «Синей птицей»...
Другая хрустальная мечта для ТЮЗа — поставить известную феерию «Синяя птица» Метерлинка. (Напомним, что первый театральный сезон театра открылся в 1918 году этим спектаклем.) Да не просто, а с продолжением, которое ещё никогда не ставилось в России. Оно называется «Обручение» и способно принести всё ещё ютящемуся в старом здании, но наиболее плодовитому театру города и самому Саратову респект и уважуху по стране. Об этой грандиозной неплановой постановке (в «Синей птице» 77 действующих лиц, но ТЮЗ намерен сделать пьесу мобильнее) рассказала новая заведующая литературной частью театра Ирина Озерная. Спектакль, действие которого происходит в канун рождественских праздников (да к тому же феерия!), не может быть бедным, потому театр теперь очень рассчитывает на губернаторский грант.
«Синяя птица», как символ счастья, должна принести удачу не только городу, но и самому ТЮЗу. Премьера «Обручения» в будущем, 90-м сезоне театра, может, и должна состояться исключительно в новом, красивом и современном здании на Чапаева. Готовность ТЮЗа, позабыв былые распри, сплотиться для интенсивной работы (только в октябре пройдут 33 спектакля, из которых 9 — премьерные), должна быть оценена по достоинству. Может быть, хотя бы перестанут пугать перспективой перепрофилировать новое здание ТЮЗа в киноконцертный зал, о чём неосторожно заявил глава ФАКК Михаил Швыдкой («быстрый», пер. с укр. — примеч. авт.). Где взять средства на завершение долгостроя — «камня преткновения» — на центральной улице города? Пожалуй, это была единственная тема, вызывавшая грусть на нынешней пресс-конференции, этом празднике идей и мечтаний, среди которых прозвучала и задумка Григория Семёновича Цинмана поставить к марту Шекспира «Много шума из ничего».
Зимы не будет
Ближайшее же будущее саратовского юного зрителя таково. Сегодня театр открыл новый сезон премьерой по пьесе — мелодраме для детей — Виктора Ольшанского «Зимы не будет»: это и урок сострадания, и объективный взгляд на современное социальное неблагополучие. Другая премьера сентября — «Школа злословия» Шеридана — неувядающий образец английской сатиры XVIII века — далеко не детская история о жизни «бомонда»: века идут, а «VIP-тусовка» остается той же, её законы — прежними. Третья — это уже известный «Дядюшкин сон» режиссёра Цхвиравы, но с другим составом актёров. В октябре, как уже было сказано, для ТЮЗа наступят привычные героические будни — ежедневные трудовые подвиги по воспитанию подрастающего поколения. А зимы не будет. Надеюсь, что её не будет в сердцах зрителей, и тюзовцам для этого хватит сил, доброты и тепла.