Телефоны для связи
Статьи
Глобализация плюс клерикализация всей страны. Продолжение
28 ноября 2010, 18:29

На днях мне в руки попалась любопытная книга. Её автор пытается понять, почему Русская православная церковь в начале XX века не справилась со своими охранными функциями в обществе и революция в России стала возможной. Вопрос оказался связан с Саратовским краем.

Большевики, получившие духовное образование, как правило, не любили вспоминать, чем они обязаны православной церкви. Например, ни в одной анкете выходец из духовной семинарии не указывал, где он получал среднее образование. Так, епископ Гермоген (Долганов), мученически закончивший своё служение и жизнь в Саратовской области, был некогда строгим инспектором тифлисской семинарии, исключившим Иосифа Джугашвили (будущего Сталина). Кроме того, он был другом, а потом убеждённым противником Распутина, покровителем скандального иеромонаха Илиодора, одним из лидеров черносотенцев…

Допустимо ли для священнослужителя занимать определённую политическую позицию, пропагандировать созвучные ей идеи и тем более участвовать (открыто или неявно) в партийных объединениях и создавать свои собственные? Отрицательный ответ на этот вопрос даёт Александр Мраморнов, праправнук дореволюционного священника и журналиста Александра Мраморнова, названного настоящим епархиальным хроникёром за редкостную продуктивность.

Досье Мраморнова-праправнука. Родился в 1984 году в Саратове. Окончил исторический факультет МГУ имени Ломоносова, аспирант, имеет 16 научных и около 30-ти научно-популярных публикаций, посвящённых проблемам истории православной церкви. Лауреат всероссийских Платоновских чтений. До декабря 2005 года — учёный секретарь Саратовского епархиального церковно-исторического общества. Издал 5 книг.

Почему дореволюционная семинария вместо священников воспитала множество противников церкви, ответ можно найти в его пятой, только что вышедшей из печати книге «Духовная семинария в России начала XX века». Перед читателями разворачивается «вшитая» в канву общероссийских проблем повседневная история саратовского духовного образования со всеми её положительными и отрицательными моментами.

Книга вышла небольшим тиражом и, по словам краеведа Владимира Вардугина, «будет малоинтересна обывателю». Но для учёного мира и неравнодушных к истории и своей стране это событие.

Причины кризиса духовного образования раскрываются в приведённых автором документальных фактах. Они свидетельствуют о догматизме, закостенелости воцарившейся Системы, когда молитва оказывалась обязаловкой, дисциплина подменялась надзором, суровые законы и правила, закреплённые в Уставе и предписаниях Священного Синода, смягчались только… их неисполнением. Любое проявление творческой мысли — признака гибкости и гарантии на выживание любой системы в изменяющихся условиях — оборачивалось бедой для инициатора, а то и его удалением из Системы.

В подобных условиях тупеет даже умнейший человек: Система ломает его, не претерпевая изменений (вплоть до… собственного краха). Так, инспектор Целебровский, считая, что выполняет свой долг, дошёл до прямого издевательства и насилия над учениками, и, не вняв письмам, обращённым к нему с жалобами, довёл ситуацию до катастрофы: его просто убили на ступенях лестницы семинарии. А Павел Любомиров, получивший в 1904 году «волчий билет» от саратовской семинарии за «бучу» студентов, стал впоследствии видным советским учёным, историком первой величины, в СГУ возглавил кафедру истории. Кафедра теперь названа его именем. Николай Николаевич Боголюбов, учившийся в семинарии, пополнил ряды служителей давнейшего «конкурента» Церкви — театра, — став оперным режиссёром.

Примеров много. Праправнук священника провёл почти детективное расследование по архивам и библиотекам России. В родном городе он отметил слабый интерес современных его жителей к истории края: многие газеты начала XX века оказались, по его словам, даже не разрезанными (их тогда не фальцевали, как сейчас, собирая из отдельных листочков, а печатали на сплошном листе и складывали по формату, как носовой платок).

Поднимаемые в новой книге вопросы автор связывает и с проблемами наших дней. Так, более ста лет назад функции духовных семинарий находились друг с другом в противоречии (что давать: Церкви — служителей или же среднее образование — детям духовенства?). Как его разрешить? Стоит ли вводить государственную аккредитацию нынешних духовных семинарий? Грозит ли тогда Церкви «утечка мозгов», если выпускники станут служить не Церкви, а государственным и частным структурам? Выгоден ли такой сценарий Церкви и государству?

На вопрос корреспондента «СаратовИнформа», считает ли автор «утечкой мозгов» для Церкви введение в общеобразовательных школах обязательного предмета «Основы православной культуры», Александр Мраморнов (праправнук) ответил, что подумает. И попросил пересылать ему по электронной почте вопросы читателей этой статьи. Главной миссией своей книги он считает привлечение внимания к проблеме.

Начало смотрите в статье Глобализация плюс клерикализация всей страны от 20.08.07.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
66