Вчера в областной думе состоялись депутатские слушания о ходе реформирования здравоохранения на селе в Саратовской области.
Насторожил факт единственного выступающего по этому вопросу — руководителя депутатской группы «Единая Россия» в облдуме Юрия Зеленского, который как таковой к здравоохранению, в общем-то, никакого отношения не имеет.
Как только он вышел к трибуне, догадки подтвердились — мероприятие оказалось во многом самопиаром многоуважаемых едросов. «Сегодняшние слушания состоялись по инициативе депутатской группы "Единая Россия"», — первая фраза Зеленского. Далее Юрий Борисович сообщил, что многое делается сегодня (видимо, партией, — примеч. авт.), чтобы навести порядок в здравоохранении, и продекламировал перечень объектов — заслуг ЕР в этой сфере. Однако депутатские поездки и встречи с избирателями, по словам Зеленского, наводят на мысль, что что-то в определённых местах, то бишь моментах, делается не так. То, что в итоге принимаемых мер получает население, его, население, совершенно не устраивает: закрываются важные лечебные пункты, нет хороших дорог, чтобы быстро довести больных на скорой помощи, а у самих машин скорой помощи — бензина. Что ж, здесь с Юрием Борисовичем не согласиться нельзя.
Далее выступающий привел злободневные примеры своих слов: в ряде населённых пунктов области скорая помощь из-за недофинансирования и отсутствия персонала работает только несколько часов в сутки. Во многих сёлах имеется только один фельдшер, который, естественно, когда-то должен уходить в отпуск. Больные, получив от врача рецепт, вынуждены за многие километры от дома приобретать лекарства, т. к. у местных ФАПов нет лицензий на их продажу. Что ж, и тут нельзя не согласиться с Юрием Борисовичем. Говорил он, как обычно, весьма живописно и не по бумажке.
Однако, когда слово было предоставлено и. о. министра здравоохранения и соцподдержи области Ларисе Твердохлеб (сам министр здравоохранения Сорокин уже долгое время болен), слова Зеленского предстали совершенно в ином ключе.
Твердохлеб сообщила, что с 2005 года область перешла на страховой принцип финансирования лечебных учреждений, и теперь не количество коек определяет размер получаемых денежных средств, а объёмы оказанных лечебными учреждениями услуг.
Распределение кадров медработников она назвала неравномерным — так, где платят больше, укомплектованность ЛПУ лучше («больше» означает для врача — на 3,5 тыс. рублей, для медсестры — на 2,5 тыс.).
Докладчик предложила депутатам рассмотреть вопрос передачи всех центральных районных больниц на баланс областного бюджета, т. к. местные бюджеты не справляются с объёмами их финансирования.
Эффективность использования коечного фонда, по словам Твердохлеб, в Саратовской области выше, чем в целом по России. Однако в селе и с этим проблема. Так, соотношение между районами в обеспеченности койками разнится почти в два раза.
Объезд многих участковых больниц показал, что сотрудники есть, нет больных. Так, в Лысогорском районе в больнице трудится 90 человек персонала, а пациентов бывает два-три человека в день. Лариса Васильевна сообщила «новость», что накануне приезда представителей министерства на больничные койки укладывают чуть ли не всех жителей села — «для массовки», так сказать.
Поэтому-то с 1996 года началась работа по оптимизации коечной сети. Докладчик отметила, что оптимизация — это не сокращение, а приведение в соответствие с потребностями населения. На начало этого года в области наблюдался троекратный избыток коек. В то же время затраты на лечение сельских жителей остаются высокими. Так, в Саратовском районе стоимость лечения одного пациента в участковых больницах из всех источников в 2006 году составила 9,5 тыс. рублей. А отсутствие лицензий и врачебных кадров сельских больниц не позволяет оплачивать помощь из средств ОМС.
Наиболее рационально и экономически выгодно, по мнению минздрава, развивать общеврачебные практики и отделения скорой помощи.
В этой связи в области к настоящему дню всего открыто 27 отделений врачей общей практики, в текущем году — девять. В село поставлено 260 машин скорой помощи, что позволило полностью заменить изношенный парк. В рамках нацпроекта скоро в область поступит еще 113 единиц санитарного автотранспорта.
В 2007 году впервые за последние 10 лет, по словам Ларисы Васильевны, выделены средства на противопожарную безопасность лечебных учреждений — свыше 200 млн рублей. 2,5 млн жителей области прошли профилактические осмотры в рамках Года здоровья, из них 1,5 млн — жители сёл. Своё выступление Твердохлеб завершила словами, что все направления нацпроекта реализуются на территории области в полном объёме.
И вот тут началось самое интересное — ответы на вопросы из выступления Зеленского.
И. о. министра здравоохранения сообщила, что фельдшерско-акушерские пункты не имеют лицензии по закону и иметь её никогда не будут — тоже по закону. Так что нужно организовывать сельские машины фармацевтической помощи (проще говоря, аптеки на колёсах).
Что касается некруглосуточной работы скорой помощи, то это «дорогое удовольствие». Некоторые отделения из-за недофинансирования работают только по ночам — и это тоже законно. Ведь на зарплату работникам и горючее для «скорых» нужны деньги, порядка 30-ти млн рублей. Минздрав обращался к губернатору, но вопрос остался открытым. «Пусть помогут депутаты», — закончила своё выступление Лариса Твердохлеб.
Юрий Борисович не остался в долгу: «После Вашего доклада вопросов осталось больше, чем ответов. Я же не просил рассказывать, как всё у нас хорошо. Я езжу в округ, и ни разу избиратели не сказали, что здравоохранение стало лучше». По словам Зеленского, «лишние» больницы закрыли, а чем их заменить, не нашли. Что касается передвижных аптек, то облдеп усомнился, что появится чудесный предприниматель, который станет продавать по две таблетки аспирина в одном селе, т. к. это нерентабельно.
Твердохлеб посетовала, что основная причина неблагополучия в сфере здравоохранения заключается прежде всего в низком уровне зарплаты медработников. По её словам, зарплату нужно повышать не «на», а «в» разы. Также она отметила, что на сегодняшний момент средний возраст врача составляет 50 лет. При этом хирурга нужно учить 16 лет, терапевта и невропатолога — 12. Скоро нынешние врачи постареют и уйдут на пенсию, а молодёжь на их места за такую зарплату идти не хочет.
Александр Ландо, без которого ни одного обсуждения происходить не может в принципе, предложил решение проблемы ФАПов — совместно с прокураторой разработать перечень лекарств, которые можно купить без лицензии. Твердохлеб ответила, что по закону на любую фармацевтическую деятельность должна быть лицензия.
Леонид Писной сказал, что, если нужен закон области об обеспечении лекарственными средствами, то это решаемый вопрос.
На вопрос спикера облдумы Павла Большеданова о нецелесообразности закрытия круглосуточных коек в больницах, Лариса Твердохлеб ответила, что не хотела бы, чтобы депутаты лечили черепно-мозговую травму в участковых больницах, где нет ни компьютера, ни томографа. Это — уровень областной больницы, а если томографы устанавливать на селе, то, во-первых, на это нет средств, а во-вторых, больного придётся ждать лет пять. А врач тем временем потеряет квалификацию.
Дальнейшее развитие событий всё больше стало напоминать хамство — Зеленский поинтересовался у Твердохлеб, есть ли у неё кандидатская степень и на какую тему она писала диссертацию. Получив ответ, облдеп похвалился, что он-то — доктор наук, и начал пространно рассуждать о подходах к написанию диссертаций: теория-практика, практика-теория.
Наконец депутат Чуриков, единственный представитель «не партии власти» (Пожаров ушёл сразу, как только понял, что мероприятие «ЕР-овское» и исключительно пиаровское), не выдержал и предложил прекратить «идеологию». Он заявил, что подвижки в области здравоохранения, совершенно очевидно, есть — это и оснащение больниц оборудованием, и родовспоможение... А проблема коренится в обнищании населения.
Когда допрос Ларисы Твердохлеб был закончен, выступили представители районов области. Кто-то говорил, что всё, в общем-то, неплохо, кто-то — что всё плохо совсем. И те и другие не смогли «удовлетворить» Юрия Зеленского.
Наконец, когда регламент мероприятия уже был исчерпан, Павел Большеданов подвел итог, что «тема раскрыта», и поблагодарил всех, кто помог её «раскрыть». Попросил представителей здравоохранения побольше обращаться со своими проблемами и разобраться с вопросом выделения допсредств на отделения скорой медицинской помощи.
Посмотрим, приведут к чему-нибудь данные слушания или нет. Но первое впечатление, что отрабатывали информационный повод, так и осталось в итоге основным.