Помню, в детстве на меня сильное впечатление произвело заявление барона Мюнхгаузена, сказанное Олегом Янковским, о том, что умное лицо — это ещё не признак ума. Хочется этот тезис расширить. В смысле узнать: а умные слова, словесная завеса из умных слов — это признак чего?
Вчера в особнячке Шмидта принимали такую важную делегацию, что даже наши местные медийные звёзды — вице-губернатор Александр Бабичев и министр Иван Брянцев — остались в тени. Делегацию возглавил заместитель полномочного представителя президента в ПФО Владимир Зорин. Но были в этой делегации такие матерые умищи, к примеру специальный и полномочный посол Абду-Хаким Султыков. Правда, откуда он и куда посол, не сказали.
Есть неприличный, но смешной анекдот про концепцию. Ну так вот, она, концепция, как в том анекдоте. Изменилась.
Чтобы вы знали, у нас сейчас готовится новая национальная концепция. Говорят, старая, принятая ещё Борисом Николаевичем в 1996 году, безнадёжно устарела. Оттого у нас, вроде бы, и все беды. А Абду-Хаким Султыков — автор уже новой национальной концепции. Собственно, познакомить с этой концепцией руководителей общественных движений и национальных диаспор и приехали государственные умы.
Как бы представляя эту изменённую концепцию, Владимир Зорин сказал примерно так. «Если говорить о научно-методологической парадигме этой концепции, то она написана в парадигме конструктивизма». И, как бы разъясняя непонятливым суть слов умного предложения коллеги, Абду-Хаким добавил, что в основе своей новая концепция опирается на послания Владимира Путина — «президента надежд», — причём на все семь одновременно.
Честно говоря, когда Абду-Хаким рассказывал по-простому нашим лидерам национальных общин о том, что эту концепцию надо здесь обсудить с уважаемыми людьми, дополнить, расширить, поправить, а по осени принять, в зале чувствовалось понимание, даже одобрение. Как в известной репризе Райкина: «Ты мне уважаешь, я тебя уважаю, мы с тобой уважаемые люди, понимаешь».
Но после умных рассуждений о парадигме наметилось некоторое напряжение. Непонятно стало, на каком языке концепцию обсуждать. И вообще, о чём это пытаются рассказать.
Правда, и у нас есть люди, в совершенстве владеющие такой лексикой. Среди общественников тоже есть дама, которая умеет сплести целое предложение из слов «инновация», «поликультурность», «интолерантность». Допускаю, что это был ответ общественников-мигрантов на научную методологию парадигмы. Но Владимир Зорин нетолерантно прервал затянувшееся выступление звонком. Типа, извините, но регламент.
Не сильно спасло положение и выступление другого московского гостя — Карпова. Хотя наверняка где-нибудь на студенческом митинге в МГУ он бы сорвал аплодисменты, потому что всё больше говорил об однополярном направлении в развитии глобализации, о том, что мы здесь все перед лицом нового вызова времени. А стало быть — сомкнём теснее наши ряды, друзья! Народов у нас в России много, но все мы одна нация. Хотя есть у нас такие общественники, которые вовсе не общественники, а только преследуют, понимаешь, свои меркантильные цели, защищают земляков и бизнес свой. А есть и того хуже — те общественники, которые на самом деле агенты вражеских сил.
Ответ не заставил себя ждать. Представитель курдской общины вдруг неожиданно заявил: «Я, может, неправильно понимаю, но почему я не могу быть гражданином? Я сюда в 86-м году приехал, у меня родители здесь, дети родились. Чем я, допустим, хуже…». И дальше всё в таком духе. Ну, я думаю, почти каждый день мы с такой ситуацией сталкиваемся. Когда человек смотрит тебе в глаза и почему-то у тебя спрашивает: «Чем я хуже?». А ты стоишь как дурак и не понимаешь, что ему от тебя надо.
Другому национальному лидеру не понравился сам термин «национальные меньшинства». Типа обидный он. Пришлось Владимиру Зорину оправдываться, объяснять, что не он такой термин придумал, так во всех международных документах и конвенциях прописано.
Стало очевидно, что прав ректор ПАГСа Сергей Наумов, пожелавший, чтобы в новой концепции для всех трудовых мигрантов установили экзамены по русскому языку в обязательном порядке. Потому что только доступ к образованию даст мигрантам и немигрантам равные возможности.
Конечно, поговорка «Цыплят по осени считают» с историей о национальной концепции вяжется лучше всего. Пока многие считают её предвыборным ходом «Единой России». Чтобы, с одной стороны, тоже пожонглировать в умах избирателей словами «нация», «антиглобализм». Но, кажется, это ещё пока только наборы предвыборных слов.
Хотя, заканчивая встречу, Владимир Зорин объяснил руководителям диаспор одну простую мысль. В момент распада СССР никто никого не выгонял. Особенно Россия. Национальные республики сами потребовали отсоединения и приняли очень жёсткие законы для некоренного населения. «Так почему вы думаете, что это улица с односторонним движением?».