Телефоны для связи
Статьи
Всем нужны деньги
28 ноября 2010, 18:28

В плацкартном вагоне поезда Москва—Саратов я попала в отсек с тремя женщинами. Одна ехала забирать семидневного внука из роддома, другая везла своему трехмесячному внуку ванночку, укомплектованную гамаком, а у дочки третьей ребенок родится еще только через два месяца, но она уже точно знает, что это будет внук. И именно у третьей попутчицы оказалась пачка журналов для родителей новорожденных, которые она и раздала остальным как чтиво. Бабушки читали журналы недолго. Под стук колес в замкнутом пространстве вагона им было интереснее разговаривать. И вовсе не о внуках. Бабушки говорили о деньгах.

Сначала всплыла тема инвестирования накоплений. Ее подняла бабушка с трехмесячным внуком. По специальности она инженер-программист, а по общепринятому пониманию — «челнок». Уезжает в Москву вечерним поездом, закупает товар на рынке и, не ночуя, возвращается в Саратов. Больше десяти лет ее тяжелый бизнес хорошо кормил семью. Построили квартиру, дачу, купили машину, вырастили детей. Но в последнее время все, занятые такими продажами, чутко чувствуют, что скоро на розничном торговом рынке останется только стационарная торговля. Инженерная специализация потеряна, придумать новый бизнес пока не получается, а привычка жить на определенном уровне уже сформировалась. И что делать?

Та, которая ехала встречать внука из роддома, рассказала о том, что уже несколько лет назад сходила в одну саратовскую инвесткомпанию, купила акции интересного ей предприятия, доверила их брокеру и вполне довольна этим своим решением и ростом дохода. Та, которая еще только собирается стать бабушкой, поддержала тему, рассказав, что сама работает представителем какой-то инвесткомпании в Балакове. Эта компания забирает у людей деньги под 30-35 процентов годовых и вкладывает их в недвижимость и в индустрию развлечений. Еще сказала, что сегодня так вкладывать деньги очень выгодно и что, если нам всем интересно, она расскажет и про пороги, с которых можно зайти в эту компанию, и про другие условия.

Бабушка с ванночкой и с гамаком в ней готова была с интересом слушать, но бабушка, которая с поезда собиралась к дверям роддома, категорически заявила, что доллары десятками тысяч отдавать кому-то очень глупо, а на лишние деньги нужно покупать акции. А потом несколько часов мы говорили об открытых и закрытых паевых фондах, об окупаемости бизнеса, о конкурентоспособности кредитных ставок.

А место поперек нашего спального отсека занимал обыкновенный такой молодой мужчина. Уже через час он оторвался от криминальной хроники и купил себе пиво. Еще через час в глазах у него явно читалось желание сойти на ближайшем полустанке. Еще через час он попросил проводника переселить его на другое место. Пусть даже поближе к туалету. И я его очень хорошо понимала. Потому что когда четыре женщины, перебивая друг друга, жужжат с одинаковой страстью то об особенностях родового процесса своих дочерей, то о фондовом рынке, мужчина начинает чувствовать себя инопланетянином. Если он, конечно, не брокер, не трейдер и не имеет достаточных для инвестирования на фондовый рынок личных сбережений. Но таких в России от общего числа совершеннолетних людей 0,0....1 процента. А остальным на российский фондовый рынок начхать.

Эта позиция начала уже напрягать и правительство России, и большой бизнес. В конце прошлого года вице-премьер Александр Жуков заявил, что финансовая безграмотность населения мешает миллионам людей воспользоваться всем спектром финансовых услуг. При этом невостребованность этих имеющихся на рынке услуг мешает благосостоянию граждан и «тормозит отечественную экономику». Жуков, конечно, имел в виду те миллиарды долларов, которые население прячет под матрацами, вместо того, чтобы участвовать в IPO Роснефти, Сбербанка и Внешторгбанка.

Но IPO благополучно завершились. А в конце апреля о финансовом ликбезе заговорили снова. Теперь уже из министерства финансов, где, оказывается, уже готовят федеральную целевую программу, целью которой является повышение экономической грамотности населения. Финансировать ее собираются, как минимум, пять лет. Объем финансирования предполагается в размере 100 млн долларов. В качестве соинвестора правительство собирается привлекать бизнес. Ассоциация региональных банков уже выступила с поддержкой, предположив, что бизнес вложит на каждый бюджетный рубль 2-3 своих рубля. То есть в течение пяти лет на ликбез могут потратить 400 миллионов долларов. То есть 10 млрд рублей.

Положения этой программы уже начинают критиковать эксперты. Их не устраивает поток денег в школьные курсы, например, потому что учителя не смогут их преподавать. Без критики пока проходит только направление спецфинансирования СМИ. Причем не всех, а только электронных и телевидения. Именно они, как мобильные и востребованные сегодня населением, должны доносить, по мнению экспертов, экономические знания в массы.

Судя по болтовне моих попутчиц в поезде, на знания эти действительно уже есть спрос. Возвращалась я из Москвы с семинара клуба региональных журналистов «Из первых уст». Майская программа этого клуба была насыщена разговорами о фондовом рынке. Об успешном размещении акций реформированных энергопредприятий говорил Анатолий Чубайс. О тенденции компаний выводить на рынок Интернет-трейдеров рассуждал Олег Вьюгин. А заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, рассуждая о перспективах российской экономики, назвал убийственную цифру. Стоимость всех российских компаний (капитализация фондового рынка) меньше годового ВВП всего на пять процентов. Это говорит о том, что российский рынок неизбежно будет расти, оживляться и требовать новых желающих поучаствовать в нем деньгами.

Из вагона мы выходили с брошюрами под интригующим названием «Как заработать деньги, ничего не делая». В них схематично рассказаны брокерские секреты и дан телефончик определенной компании. Так что ликбез те, кто в рынке, уже начали.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
12