Телефоны для связи
Статьи
«Кукушкины звезды» саратовской сцены
28 ноября 2010, 18:29

Саратовский театр драмы имени Слонова с новым руководящим составом, выделившимся из старого «костяка» театра, показал вчера удачную премьеру. Это «Кукушкины слезы» по мотивам пьесы, написанной «красным графом» Алексеем (Николаевичем) Толстым в начале века, который сумел спародировать в ней всех писателей-современников, а также классиков, до которых набирающий в 1914 году популярность автор смог дотянуться.

Небезынтересно, что пьеса (другое название — «Театральный романс»), считавшаяся в свое время проходной, получила немалую популярность у российских театров после 1991 года, причем интерес к ней не повальный, а развивается постепенно, от города к городу. Дошла очередь и до нашего «медвежьего угла» (так зовется в пьесе любая провинция) — так сказать, в посткузнецовскую (после ухода Антона Кузнецова) эпоху театра драмы.

Разочаровавшаяся в столичной жизни актриса Огнева (Ольга Милованова) возвращается в заштатный городок к мужу, который не переставал любить и ждать ее, но успел промотать состояние. Приезд жены застает мужа врасплох. Чтобы скрыть бедность супруга, провинциалы разыгрывают перед актрисой настоящее представление. Спектакль решен в жанре комедии, в нем много музыки, пения, плясок.

При постановке не обошлось без «варягов»: приглашены главный режиссер Калужского драмтеатра Александр Калугин в качестве режиссера-постановщика и художник-постановщик Кирилл Пискунов из Санкт-Петербурга. Пришлось радикально изменить финал (на счастливый!), влить в художественное оформление спектакля вчетверо больше средств, чем, например, в кузнецовскую «Пентесилею». На роль супруга Огневой — Хомутова — пригласили артиста АТХ Юрия Кудинова. В роли богача Бабина — Александр Кузьмин, который год назад перешел в драму из ТЮЗа. Наталья Яковлева, играющая свою тезку — возлюбленную разбогатевшего крестьянина, — была замечена в Москве на одном из спектаклей мастерской Петра Фоменко. Но микс удался: впечатление сыгранности, слаженности и комфорта вызывает ни с чем несравнимое удовольствие от хорошего спектакля.

По жанру пьеса задумана не только как пародия, но и как мелодрама — три цистерны слез. Любовь неразделенная, обманутая, со всеми страстями. История об актрисе, которая жаждет не столько творческой самоотдачи, сколько любовной самораздачи, но преображается благодаря негасимому чувству отважного супруга. Проблемы с деньгами у всех — у кого они есть (богатые тоже плачут и не верят в искренность чувств) и у кого их нет. Мужчина и женщина, гордость и нужда, коварство и любовь, невозможность жить вне искусства, жажда приключений и тоска по стабильному уюту. Но любовь, как некогда красота, спасает всех в постановке саратовского театра.

Неискушенному зрителю будут отрадны легкость водевиля, оптимистический взгляд на трагическую сторону происходящего на сцене, аллюзии, отсылающие к телефильму «Формула любви», который тоже, кстати, поставлен по произведению Алексея Николаевича, чехарда известных музыкальных тем и летучих фраз из школьной программы по русской литературе, вклеенных очень к месту и с юмором. Знатоки и ценители «словят кайф», разгадывая шифровку из многочисленных цитат классиков реализма, штампы которых пародирует незабываемый автор «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина», «Буратино», наконец! А режиссер еще и своих, питерских аллюзий добавил: чего стоит только сцена дуэли, воскрешающая в памяти события на Черной речке, под музыку Чайковского… Мужики и бабы (студенты театрального факультета) — крепостные Натальи Бельской, — движущиеся с удивительной пластикой, (хореограф — Алексей Зыков) поют революционные песни, а слушаются того, кто громче наорет. А регулярные английские (или французские) парки, символы которых, изображенные на декорациях, перемещаются по сцене, не намек ли на Петергоф? Да, в союзе с автором потревожены саратовскими лицедеями тени классиков, сильно потревожены. Горький, Чехов, Гоголь, Пушкин, Островский, Булгаков… Желающие могут продолжить список. Но отрадно на спектакле будет и тому, кто напрочь проигнорировал изучение русской литературы. Всем понравится новый финал пьесы — романтичный и в то же время остроумный хеппи-энд. «О, как мы будем играть в Москве!», — восклицает Маша Огнева, и это — крик души самой актрисы Ольги Миловановой, к которому безмолвно присоединяется вся труппа. Будем надеяться, что успех спектакля приведет Саратов к новым потерям творческих кадров, как случилось с двумя Олегами — Табаковым и Янковским, а также Владимиром Конкиным, Евгением Мироновым… Желающие дополнить список, в том числе — в случае удачи — и своими именами, могут это сделать. Правда, жаль того, кто не успеет посмотреть спектакль «Кукушкины слезы» в этом составе: потеря одного актера приведет к тому, что спектакль уйдет из репертуара, потому что дублеров у нынешнего состава просто нет.

Привык Саратов терять зажженные им звезды, подкидывая их, подобно кукушке, в гнезда-театры двух российских столиц...

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
63