Телефоны для связи
Статьи
ДиДюЛя: солнце, зажмурившееся от счастья
28 ноября 2010, 18:29

Один из организаторов концерта строго предупредил: «Называть его только ДиДюЛей, на всю пресс-конференцию — 10 минут». А у меня дюжина вопросов набежала к легендарному гитаристу-виртуозу, дерзкому композитору-экспериментатору, аранжировщику, саунд-продюсеру, звукорежиссеру и исполнителю своей искрометной музыки.

Напомним, что в 2000 году вышел его первый аудиоальбом «Фламенко». С его заглавной композицией просиял балет Аллы Духовой «Тодес». Андрей Кончаловский, Пласидо Доминго, Брайан Адамс — звезды с мировым именем, работавшие с «Обжигающим сердце» гитаристом, приняли коллегу-музыканта в свою плеяду.

В Интернете в одном из поисковиков я обнаружила более 770-ти русскоязычных ссылок на это слово-прозвище-фамилию, а некоторые были даже в сопровождении иероглифов. Как комментирует ее носитель, ДиДюЛя — это уже давно не только он сам: «Это древняя белорусская фамилия, которая плавно стала псевдонимом, потом стала называться так команда и группа, которая со мной стала играть, потом наши пластинки стали так называться. Я уже думаю, что образовался некий бренд инструментальной музыки».

Валерий Михайлович (таково его реальное имя) заметно устал после концерта. Столько энергии любви, добра и жизнь возвращающего ритма было кропотливо произведено и блестяще выброшено в зал и — вряд ли взаимно послано залом, хотя сам гитарист заверил, что потратил и принял поровну. Кое-кто называет его целителем, и справедливо — сеанс омоложения, освежения чувств и эмоций прошли зрители в тот вечер на концерте. Да и не концерт это был — на наших глазах разворачивалось колдовское действо. Маэстро настолько активно двигался по сцене, не прекращая звукоизвлечения, дирижируя каждым своим движением; настолько слаженно пронзали звуками и энергетикой пространство оперного театра его музыканты… Зажигательная танцевальная пластика гитариста сопровождается не фонограммой. В это трудно поверить, если не знать, что ДиДюЛя увлеченно работает с гитарой с пяти лет, что в команду он набирает себе подобных марафонцев, если не слышать и не чувствовать рождающихся в нашем присутствии неповторимых импровизаций… 

И все-таки, ДиДюЛя — больше марионетка или шаман?

— Иногда это сложно определить самому. В какие-то моменты ведешь ты, в другие — ведут тебя. Порой зажат в тиски, нет свободы ни в одном слове, ни в движении, а потом ниточки вдруг ослабевают, нарастают силы действовать самостоятельно, и есть уже возможность вести за собой других. А в какие моменты это происходит и почему роли меняются — это уже вопрос не ко мне.

Маэстро посетовал на зияющие выбитыми «зубами» пустых кресел ряды партера кое-где в зале во время концерта. ДиДюЛя ведь очень хороший, почему же саратовцы не заполнили театр?

Этот неприхотливый в быту человек не требует особых условий для себя, понимает, что если просить бизнес-класс самолета, СВ в поезде, люкс-номера, то это отразится на цене билетов в концертном зале, а значит, кто-то не сможет попасть на концерт. «Пускай лучше организаторы заработают на мне и положат себе в карман немножко больше денег, зато у них будет стимул дальше с нами работать и это даст большее количество концертов», — говорит он и обещает приехать в Саратов снова.

ДиДюЛя не идет на компромисс только защищая права своего зрителя на качественное шоу. Зритель должен чувствовать, что его любят, — он, приходя в зрительный зал, должен видеть, что все выполнено по высшему разряду: «Звук на сцене, свет, чистота на сцене, в зале, хорошие гримерки, — вот за это я разорву кого угодно!».

Уже второй раз он приезжает в Саратов благодаря стараниям концертного агентства «Аншлаг-94».

ДиДюЛя, гитары чьего производства Вы предпочитаете?

— Инструменты делаются по индивидуальному заказу у московского мастера Александра Козырева, который выполняет все мои запросы, буквально капризы в требованиях к звучанию.

У ДиДюЛи и его музыкантов потрясающие музыкальные инструменты, феноменальная репетиционная база, великолепного качества пластинки, DVD, обложки, качественный звук на концертах, необыкновенные костюмы. В композициях он сочетает каноны классической музыки с элементами музыкальных традиций различных народов мира, причем география все расширяется. Начало было положено в Испании, Арабии и странах Востока, теперь в его творчестве узнаваемы молдаванские, кавказские, еврейские мелодические намеки. Именно намеки — фольклор ощутим ненавязчивым послевкусием звучания.

ДиДюЛя, Вы сегодня добавили в известную композицию тембр славянской жалейки, к сожалению, синтезированный. Почему Вы не введете в ансамбль живую жалейку?

— Это довольно капризный инструмент в плане строя, на сцене может дать неверный тон, повести себя непредсказуемо.

Но ведь не более непредсказуемо, чем пальцы артиста? (перкуссионист Рустем Бари изумил зрителей виртуозной чечеткой, исполнив ее… щелкающими пальцами — примеч. авт.).

— Да, действительно. Скорее всего, мы просто не нашли еще музыканта, способного поладить с жалейкой на сцене. Мы ищем такого человека.

Из подобных «находок» маэстро — бас-гитарист Ярослав Оболдин, поразивший не только исполнением, но и костюмом, стилизованным в восточном стиле, ритм-менеджер Андрей Атабеков с невиданной дарбукой (ударный инструмент со звуком кастаньет и барабана, на который исполнитель еще и садится, как на табуретку), клавишник Алекс Астер в славянской рубахе (именно он синтезировал на сцене жалейку и другие тембры), Карина Багмаджан, неподражаемо исполнившая страстные восточные пляски. Звукорежиссер группы — Евгений Кисельков — известен сотрудничеством с «Тату».

И только на один мой вопрос маэстро ДиДюЛя, к сожалению, ответить отказался, ссылаясь на существование своей личной, внутренней территории, на которую он никого не пускает. О том, что он — человек глубоко верующий, не стоило и спрашивать, а вот истоки своей веры он, увы, так и не назвал. Однако этим он оставил благодатное поле для догадок.

Рискнем: очень красноречивым действующим «лицом» в действе ДиДюЛи является бубен с красными лучами-лентами и нарисованными чертами лица, правда, почему-то без глаз. На мой очередной вопрос: «Почему у вас солнце слепое?» — мне ответили: «Наверное, оно зажмурилось от счастья!».

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
136