Лицензионный сбор за реализацию права продажи алкогольной продукции в Саратовской области составил в первом квартале 2007 года 1 млн 366 тысяч рублей. Это почти 38 процентов от годового задания. Кварталов в году четыре. А это значит, что годовое задание при выбранных темпах будет выполнено минимум на 150 процентов. Казалось бы, сиди себе и радуйся. Ан нет. Не до радостей саратовскому министерству экономического развития и торговли. Курирующий экономический блок зампред правительства Алексей Щербаков, как щука, не дающая дремать карасю в пруду, не позволяет министру экономики и торговли Александру Стрелюхину расслабиться.
Алексей Щербаков на своем последнем постоянно действующем совещании продемонстрировал, что его в принципе не устраивают маленькие темпы роста. Ни по какому вопросу. Он, например, вызвал на ковер главу администрации Александрово-Гайского района за рост собираемости подоходного налога в 115 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сам глава администрации считал, что рост по этому основному налогу у него в районе вполне приличный. Но зампред строго указал, что если область оставляет районному бюджету 48,5 процентов собираемого НДФЛ, то 115 процентов — вовсе не результат. Алексей Щербаков так и сказал: «У вас идет не рост, а падение». А когда глава администрации сельского района не понял, о чем говорит зампред, то он, не чинясь, даже уточнил, что «за три месяца можно было из кого-то выдавить» и более высокие показатели по зарплате. Не ручаюсь за точность цитаты. Может быть, зампред сказал «вытрясти». Но речь шла, однозначно, о принудительном действии, и возможность такого действия подразумевала наличие на территории Александрово-Гайского района серых зарплат. Так что, может быть, совсем не цифры роста волнуют заместителя председателя саратовского правительства, а борьба с теневой экономикой. Просто он хотел бы, чтобы люди на его постоянно действующих совещаниях сами это понимали, до озвучки. А они, как на грех, этого не понимают. Или делают вид, что не понимают. Вот и приходится проговаривать свою тревогу более внятно.
В докладе по вопросу «Об итогах работы по контролю за оборотом этилового спирта и алкогольной продукции в 1 квартале 2007 года» министр экономики Александр Стрелюхин сыпал цифрами выданных лицензий, точек, торгующих алкоголем на число жителей и населенных пунктов в районах. Но формулировать главную проблему алкогольного рынка пришлось все-таки ведущему совещание зампреду Алексею Щербакову. Она состоит не в том, что федеральная власть вдруг решила признать недействительными продавцами чэпэшников, а лицензирование юридических лиц плохо подготовила. И не в том, что экономический контроль над движением алкогольной продукции передавали из рук в руки неожиданно и сверхскоростными темпами.
Проблема заключается в дешевой «южной водке» и в самогонных напитках. «Если в районе 25 сел, и только в 20-ти торгуют водкой, кто-то поверит, что люди поедут за ней в соседнее село?». По мнению зампреда Алексея Щербакова, муниципальная власть, зная ответ и не работая над искоренением создавшегося положения, несет ответственность за самогоноварение на своей территории. Так же как и за сверхдешевую водку в магазинах. «Не бывает акцизной водки по 40 рублей», — сказал председательствующий. И кроме обеспокоенности за серые дороги, которыми эта водка приходит в регион с северо-кавказского направления, звучала в голосе зампреда озабоченность здоровьем жителей Саратовской области.
Журналисты, оставленные после совещания на традиционную понедельничную пресс-конференцию Алексея Щербакова, зацепились именно за эту тему. Светлана Бородич от имени ГТРК начала пытать зампреда на тему исчезновения знаменитых хвалынских вин, отмеченных медалью парижских выставок. Зампред отмел вопрос как неимеющий отношения к блоку экономических вопросов, которые он курирует. Шефу на подмогу пришел министр Стрелюхин, заявивший, что местные плодово-ягодные вина никто сейчас покупать не будет. Они не конкурентоспособны. С этим не согласилась корреспондент «Коммерсанта» Татьяна Никитина, которая заявила, что и самогон и самодельные вина вполне конкурентоспособны в сознании людей, и не исключила, что расширение их производства могло бы положительно сказаться на экономике региона. Алексей Щербаков отрезал, что нельзя увеличивать налоговые поступления на всем без разбора. Потому как от узаконивания винокурни в каждом дворе можно дойти и до узаконивания проституции.
Получалось, что журналисты взяли и подпортили так конструктивно разобранный на совещании вопрос о контроле над оборотом этилового спирта. Потому что чиновникам, в отличие от праздно любопытствующих журналистов, в этом вопросе было все ясно.
Для его дальнейшего решения необходимо создать межведомственную комиссию по разработанному министерством экономики положению. Кроме этой стратегически важной задачи министерству нужно еще решить несколько локальных. Например, до 31-го мая совместно с министерством культуры провести проверку розничной продажи спиртного в кинотеатрах, театрах и иных местах культурного досуга. В эти же сроки выработать совместно с контролирующими органами единые подходы к проведению проверок. Уже 20-го апреля будет составлен график визитов контролеров в магазины, торгующие спиртным. Если удастся сохранить график в тайне, после проверок продажа подконтрольного государству спиртного может пойти резко вверх. И результаты второго квартала, а уж третьего и наверняка, окажутся лучше, чем результаты первого. Хотя, не поленюсь повторить, и они очень даже неплохи. А если учесть, что с первого апреля вступают в силу серьезные ограничения по продаже спиртосодержащих жидкостей, то круг врагов упорядоченного высокодоходного оборота алкоголя опять сводится всего к двум: самогону и дешевой водке. Кстати, о том, как с ними бороться экономическими методами, на совещании не говорили. Возможно, их обсудят после того, как наведут порядок на прилавках.
Ольга Копшева