Как удивительно в пятницу закрывался конгресс Ассамблеи народов Саратовской области!.. В особняке Шмидта, Доме официальных делегаций на Волжской, 32. Принимали этот областной парад национальностей Павел Леонидович Ипатов, Александр Георгиевич Бабичев, Иван Иванович Брянцев. Но совсем не так, как мы привыкли раньше. Хоть и с представительным собранием этноконфессиональных элит — от евреев до курдов, — почетными гостями из Общественной палаты РФ, но без девушек в костюмах разных национальностей с караваем для гостей, без шампанского и легких закусок. Вот тут и не поймешь, где собака зарыта. В смысле что прошлая пятница была Страстная. Может, если бы в обычную пятницу все произошло, шампанское и девушки в костюмах тоже были бы. Хотя, может быть, все и так было. Только не для прессы.
Но главное — среди этноконфессиональных элит не было и архиепископа Саратовского и Вольского Лонгина. Хотя уж если говорить про этноконфессиональные элиты и общественников, он-то и есть в нашей губернии самый-самый. И член Общественной палаты РФ и вообще самый главный иерарх самой представительной конфессии. А не видно его на таких мероприятиях уже не первый раз. Ведь не так давно его не было и на открытии областного центра толерантности в научной библиотеке, куда все остальные этноконфессиональные элиты приходили. Конечно, Владыку, как по-настоящему интеллигентного человека, не может не коробить само слово толерантность. На другой встрече с общественностью у Виктора Будылева — главного федерального инспектора — в особнячке на Тараса Шевченко он об этом подробно говорил.
Но, может быть, дело совсем в другом. В том, что календарь у областной администрации составлен без учета православных этноконфессиональных календарных особенностей. Ведь тогда открытие областного центра толерантности почему-то совпало с Чистым понедельником, началом Великого поста. Теперь подведение итогов конгресса Ассамблеи народов совпало и вовсе со Страстной пятницей. И не поймешь, что тут — злой умысел и рок судьбы? Или... ой, страшно, — божественное предупреждение.
Потому что у Будылева Лонгин бывает, подробно обо всем общественникам рассказывает: об Общественной палате, о том, как они там всякие подсказки правительству и президенту подсказывают.
На итоговой встрече Ассамблеи были два общественника из Общественной палаты РФ. Но, правда, в отличие от Лонгина, не всем в нашем крае известные — Калимжан Каландаров и Чемит-Доржоу Ондар. Мне вот, честно говоря, совсем не известные. А поскольку смотрел я на происходящее с неудобной точки, не имея полного обзора, то и в этот раз рассмотреть и запомнить лица этих достойных людей не удалось. Только услышать голоса — как в те далекие годы, когда вместо телевизора было радио. Но эти голоса не забуду теперь никогда... Преувеличение, конечно, художественное, но несколько дней точно помнить буду.
Один из этих достойных мужей, однако, был посвящен в трудности общественной жизни нашей губернии и сказал, что он очень ждет, чтобы у нас наконец появилась своя Общественная палата. Но когда это случится, никто точно сказать не может.
Второй был более радостен. И с первых же секунд своего выступления, обращаясь к губернатору, назвал его «господин президент», сорвал радостные аплодисменты собравшихся. И продолжал радовать местных общественников до самого завершения своего спича. Вот мы говорим все: Москва, Москва... А, как рассказал общественник, он в этой Москве никогда на таких замечательных встречах не бывал. Там вообще к приезжим на улицах недружелюбно относятся. Лужков никогда общественников не принимал, телевидение московское, как в саратовском народе говорят, «не фотографировало».
А у нас они — общественники из палаты РФ — в резиденциях с губернатором церемонии подписания соглашений проводят. Нет, может, и не просто так оговорился опытный общественник, может, быть нашему губернатору президентом?.. Все-таки людей уважать надо. Ну, по крайней мере, фотографироваться вместе. Вот после подписания соглашения «О развитии взаимодействия с национальными объединениями в Саратовской области» между правительством области, Общественной палатой РФ, Ассамблеей народов России и Ассамблеей народов Саратовской области у нас воцарился мир и спокойствие, и все подписанты — участники мирного соглашения — сфотографировались на долгую память.
Вася Джа