Вчера в пресс-центре правительства области состоялась пресс-конференция министра экономического развития и торговли области Александра Стрелюхина на тему «Поддержка и развитие малого бизнеса в Саратовской области».
В начале выступления министр дал понять, что ситуация с малым бизнесом в регионе далека от благополучной. Согласно данным официальной статистики, по итогам 2006 года число действующих предприятий в Саратовской области уменьшилось на 8 % по сравнению с 2005 годом. Все большее число граждан предпочитают приобретать товары не в малых предприятиях розничной торговли — мелких магазинах, «комках», у лоточников и палаточников на рынке, — а у «глобалистов» — в сетевых магазинах и крупных супермаркетах.
А наибольший процент малых предприятий у нас, как и в целом по России, занят оптовой и розничной торговлей — 43,5 % в Саратовской области. Что же касается предприятий, производящих продукцию, то их у нас — раз, два и обчелся: 7,5 тысячи крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), полторы тысячи строительных компаний, еще полторы — обрабатывающих производств.
Доля участия предприятий малого бизнеса во внутреннем региональном продукте (ВРП) составляет только 13 %, в то время как в России есть регионы, где он достигает 60 %. Но существуют средства, способные довести эту цифру в области до 20 % уже в 2009 году. Так сказал Александр Стрелюхин.
Александр Михайлович рассказал также о действующей программе поддержки малого предпринимательства на 2005–2007 годы, о принятом решении увеличить объем средств, направляемых на эту цель, а также о федеральном конкурсе «Бизнес-инкубатор».
Областной бизнес-инкубатор на 146 рабочих мест (около 53-х офисов для будущих «цыплят» — предприятий малого бизнеса) запланировано создать в двух зданиях по адресу ул. Краевая, 85. Первая очередь инкубатора — 900 кв. м — будет введена в действие уже в июне, еще 920 кв. м — не позднее октября текущего года. «Цыплята», отобранные по конкурсу, получат технически оснащенные конторы, квалифицированную финансовую, юридическую, бухгалтерскую поддержку специалистов, льготу на оплату аренды помещений (в первый год размещения в инкубаторе молодое предприятие оплачивает только 40 % «квартплаты», во второй — 60 % и только в третий — 100 %). Сама «квартплата» будет не выше среднестатистической платы за аренду помещения для бизнеса по Кировскому району, так что подвоха здесь, вопреки опасениям присутствовавших на пресс-конференции журналистов, не ожидается. От предприятий-конкурсантов требуется возраст не более 1 года, интересный проект, грамотно составленный бизнес-план и горячее желание стать «питомцами» — участниками программы, а кроме того — быть не торгующей, а производящей организацией.
Ежегодно, с помощью бизнес-инкубатора, министерство экономразвития области планирует «выпускать» в свободное рыночное плавание до 35-40 малых предприятий реального сектора экономики. Наиболее приветствуются в проекте строительный бизнес, обрабатывающие центры, предприятия топливно-промышленного комплекса, химической промышленности, нанобиотехнологий и т. д. «С 50-х годов 20 века все цивилизованное человечество шло таким путем», — подчеркнул А. Стрелюхин, имея в виду путь поддержки малого бизнеса с помощью бизнес-инкубаторов.
«Для начинающих представителей малого бизнеса, — продолжил он, — нет возможности взять достаточный кредит на развитие: для этого предприятие должно обладать серьезной кредитной историей и обеспечить кредит залогом, которого зачастую не имеет». Этими словами Александр Стрелюхин, по сути, презентовал такой инструмент поддержки малого предпринимательства, как гарантийный фонд. Проект, разработанный в ведомстве Германа Грефа, прост. Если предприятие не сможет самостоятельно погасить кредит, фонд компенсирует потери банка-кредитора.
Сейчас министерство Стрелюхина ждет федеральный грант на создание гарантийного фонда. Если все пройдет удачно, то в октябре-ноябре этого года саратовский фонд с суммарными активами 100−120 млн рублей начнет работать. Предполагается, что общий объем выдаваемых гарантий достигнет 600 млн рублей за счет так называемого банковского мультипликатора — банки будут выдавать кредиты на сумму, в пять раз превышающую средства фонда.
Пока новый проект саратовских властей остается на уровне идеи, в Республике Татарстан региональные власти уже отрапортовали о начале формирования республиканского гарантийного фонда. Этот регион по уровню поддержки малого бизнеса занимает первое место в России, за ним — Башкортостан и Самара. Саратовская область только шестая, как было отмечено на пресс-конференции.
Следующий инструмент поддержки бизнесменов, о котором рассказал А. Стрелюхин, — это венчурные технологии. Саратовская область, без сомнения, — инвестиционно привлекательный регион. Десять федеральных вузов, некогда сильный военно-промышленный комплекс, множество КБ. Учитывая большой потенциал саратовской науки, на создание некоммерческого «Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научной и технической сфере Саратовской области» привлечены средства областного и федерального бюджетов в размере 140 млн рублей. Проводится конкурс по отбору управляющей компании для венчурного фонда. Уже в первый год работы фонда в регионе предполагается профинансировать порядка 10-15 проектов.
Задача венчурного фонда — стимулирование развития инновационных видов деятельности. Денежные средства будут инвестироваться в инновационные проекты малого предпринимательства, отобранные на конкурсной основе. Попавшие в число «охваченных», по словам сотрудников министерства, будут сотрудничать с весьма престижным учебным заведением — Российской академией бизнеса и предпринимательства. Губернатор уже подписал с ней соглашение.
Под впечатлением от внезапно открывшихся перед малым бизнесом блестящих перспектив, по горячим следам пресс-конференции я обратилась за комментариями к наиболее, на мой взгляд, заинтересованному лицу — в областную профсоюзную организацию работников малого и среднего бизнеса. Председатель этой организации Елена Резепова отметила, что верит в результативность бизнес-инкубатора, но понятия не имеет о гарантийном и венчурном фондах в Саратове. Неинформированность, таким образом, оказывается чуть ли не самой большой проблемой малого бизнеса в нашем регионе.
Инга Мороз