Чего хотят «Несогласные»
По данным ВЦИОМ, исследовавшего наиболее привлекательные слова для народливого сознания, 58 % населения нравится слово «порядок». На втором месте слово «справедливость» — 49 %. У слова «свобода» где-то 15 %. Так что брендинговая линейка — «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Другая Россия», «Свободная Россия» — ещё не завершена. Хорошие шансы впечатлить население имеет название «Порядочная Россия». У Сергея Кара-Мурзы я как-то читал о том, что новый президент африканского государства Верхняя Вольта в 70-х годах прошлого века начал правление с того, что переименовал свою страну в Буркина Фасо — «страна порядочных людей» в переводе с верхневольтского. С этого у них началось успешное искоренение коррупции. А помните, как Маргарет Тетчер, в бытность свою премьер-министром Великобритании, назвала СССР «Верхняя Вольта, но с ядерными ракетами»? Так что бренд «Порядочная Россия» вполне вписывается в мировой контекст.
Вне всякого сомнения, наименование «Порядочная Россия» более всего подошло бы партии, ратующей за исполнение Конституции РФ 1993 года в части разделения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением, а также неукоснительного соблюдения прав местного самоуправления, данных ему этой Конституцией.
Плавали — знаем
Вот когда на корабле, подчиняющемся управлению из центра, государственную власть сменяло самоуправление, т. е. власть совета матросских депутатов, на нём поднимали «Весёлого Роджера» — чёрный флаг с черепом и человеческими костями. Вообще-то, этот символ означает праотца Адама и его времена, когда не было королей и государственной власти. На пиратском, т. е. самоуправляемом корабле, по отзывам очевидцев, соблюдался жесточайший порядок, потому что в таковом, в целях самовыживания, были заинтересованы все. Вот почему «что такое есть самоуправление и анархия» лучше всего понимают именно моряки, и вот почему лозунг матросов-анархистов «Анархия — мать порядка!» абсолютно логичен. Ибо настоящий порядок не есть ornung, навязанный извне или спущенный сверху, но тот, о котором все между собой договорились и с которым согласны. Тогда его действительно соблюдает буквально каждый. Таким образом, для тех, кто не знал, анархия — это политическое устройство общества/территории, где главенствуют не государственные институты, а органы самоуправления. И здесь хочется отметить, что буржуазная Конституция РФ 1993 года настолько, в сравнении с предыдущей советской Конституцией СССР 1977 года, анархична, как будто её авторам снились Бакунин с Кропоткиным.
Анархисты были важнейшим движителем Революции 1917 года. Фракция анархистов из четырёх человек вошла в руководимый Львом Троцким Военно-Революционный Комитет. Анархисты — такие, как Билл Шатов, Иустин Жук, лидеры балтийских моряков Ярчук, Железняков (знаменитый матрос Железняк), Мокроусов и др. — были истинными творцами Революции. Вместе с тем, сразу после победы между анархистами и большевиками возобновились трения по таким принципиальным вопросам, как роль советов в революционных преобразованиях и формы рабочего контроля на производстве. Всё это, в сущности, было старым спором между Прудоном и Марксом о диктатуре пролетариата как переходной ступени от капитализма к коммунизму. Уже на другой день после восстания, когда большевики создали Центральный Совет народных комиссаров (Совнарком), анархисты немедленно возразили, что такая концентрация политической власти может погубить социальную революцию. И были, несомненно, правы — так оно после смерти Ленина и произошло.
Мама — анархия, папа — стакан портвейна
Но большевиков поступиться принципами вынудили объективные обстоятельства. Троцкий писал в «Преданной революции»: «Если первоначальная попытка создать государство, очищенное от бюрократизма, наткнулась, прежде всего, на непривычку масс к самоуправлению, недостаток преданных социализму квалифицированных работников и пр., то уже очень скоро за этими непосредственными трудностями обнажились другие, более глубокие. Сведение государства к функциям "учета и контроля", при постоянном сужении функции принуждения, как требует программа, предполагает наличие хотя бы относительного всеобщего довольства. Именно этого необходимого условия не хватало. Помощь с Запада не приходила. Власть демократических советов оказывалась стеснительной, даже невыносимой, когда в порядке дня стояло обслуживание групп, наиболее нужных для обороны, для промышленности, для техники и науки».
Для выживания указанных Троцким групп Советская Россия отказалась от демократических/анархических советов вплоть до августа 1991 года. Но после октября 1993 года Советы были распущены (см. Троцкого). В качестве компенсационной меры населению позволили выбирать своих депутатов от собственного округа в местный, региональный и государственный парламенты. Эти депутаты-одномандатники по сей день располагают некоторыми полномочиями исполнительной власти для того чтобы защитить своего избирателя от государственной машины.
Голову, да руки терпеливые — под плеть
И вот, вместе с прошедшим мартом кануло в Лету, оставшись почти незаметным обывателю, знаковое событие для политического обустройства страны. 11-го марта 2007 года был нанесён очередной удар всё ещё живой советской власти. Как в к/ф «Коммунист» — мародёры в него стреляют, а он всё идёт и не падает. Последними из советских могикан остаются в парламентах прошлых созывов депутаты-одномандатники. Однако 11-го марта в эталонном Петербурге состоялись выборы в Законодательное Собрание не по одномандатным округам, а исключительно по партийным спискам.
(продолжение следует)
Эдуард Абросимов