Телефоны для связи
Статьи
Как обогреть Саратов будущей зимой (чтение с калькулятором)
28 ноября 2010, 18:29

Наконец-то стало тепло, в Японии зацвела сакура (это, кстати, слива, а не вишня!), а в Саратове девушки обнажили ножки и животики. Может быть, даже Наталья Шитова обнажила. Мы пережили ещё одну зиму, ура! Надо признаться, природа нам благоволила — метеорологи признали прошедшую зиму самой тёплой с начала наблюдений на планете. Тут вспоминается рекламный слоган на одном из обувных магазинов Васильевского острова: «Зима ещё вернётся, а такие низкие цены — нет!» Это я к тому, что не стоит надеяться на столь же тёплые зимы в дальнейшем. Даже если глобальное потепление по вине человечества — это не миф западных пиарщиков. Пугать Россию глобальным потеплением — это всё равно, что пугать ежа, pardon, голым задом.

Так вот, я и зимой вовсе не пугаю. Я просто, опираясь на свой жизненный опыт, уверяю саратовскую муниципию, что зима ещё непременно будет. И даже в текущем году. В связи с этим я хочу вначале поделиться своими наблюдениями из жизни общественных советников губернатора Дмитрия Аяцкова в 2003-2005 годах. Насчитывалось их в аппарате губернатора где-то около семидесяти человек, все эти люди в прошлом были, несомненно, заслуженные городские управленцы. Для примера приведу уважаемого Владимира Семёновича Агапова — последнего главу саратовского горисполкома в начале 90-х годов. Я делил с ним около месяца один кабинет и наши столы различались тем, что у старшего товарища на столе под стеклом блистал портрет его непосредственного начальника Юрия Моисеева, а на моём мониторе привлекала взгляд заставка с итальянской актрисой Моникой Беллуччи. Нравится она мне.

Советники губернатора разбивали город Саратов на зоны ответственности и будировали/педалировали чиновников районных подразделений саратовской муниципии заниматься котельными, трубами теплоснабжения и прочими зимо-подготовительными мероприятиями вроде промывки котлов и продувки труб. О ходе решения этих задач губернатор Дмитрий Аяцков регулярно принимал отчёты от своих советников. Если честно, то не очень-то дело шло. Обращалось как-то всё в промывку мозгов и продувку ушей. И проблема была не в губернаторе или его советниках, а в том, что теплосети в Саратове как были, так и остаются — муниципальными.

Когда были только муниципальными продовольственные магазины, не было продуктов. Когда общественный транспорт в городе был исключительно муниципальный, приходилось часы проводить на остановках, а потом плющиться в переполненных салонах. Продукты и относительно комфортный транспорт в Саратове появились лишь тогда, когда открылись частные магазины и на маршруты выехали частные автобусы. То же самое справедливо будет сказать и в отношении передачи городских теплосетей в частные руки — только тогда у нас будет безаварийное теплоснабжение. И вовсе не факт, что отмена ЖКХ как муниципальной структуры и создание на её базе частных компаний приведут к скачку коммунальных платежей.

Цены за тепло станут ниже хотя бы потому, что создание рынка тепла позволит сократить (переместить) огромное стадо чиновников, управляющих теплом, и уничтожить коррупцию в этом секторе.

Я считаю, что в самой холодной стране в мире продажа услуг по теплоснабжению — такой же стабильный бизнес, как и продажа бензина или спиртных напитков. Однако сегодня ЖКХ — один из самых непривлекательных объектов для инвесторов. Сколько нужно вложить инвестиций? Будет ли проект прибыльным? Когда можно будет вернуть средства? Включите на своём мобильном опцию «калькулятор», сейчас мы вместе ответим на поставленные вопросы.

Где деньги, Зин?

Сейчас российские банки располагают большим количеством свободных кредитных ресурсов. ГУПы и МУПы, ответственные за тепло в городах и посёлках, крайне нуждаются в средствах на ремонт котельных и теплосетей. Им бы кредит!.. Банк готов дать эти средства, они у него есть. Но сделки не выходит, и, надо думать, не выйдет. Чтобы понять возможную связь «кредит-возврат», рассмотрим порядок платежей за тепло.

Возьмём в виде примера гипотетический район города, который бы отапливался от одной ТЭЦ. Обратим внимание: ТЭЦ, а не котельной. Это значит, что тепло от неё — самое дешёвое из всех возможных. И что? Администрация радуется, а жители мало платят? Как раз наоборот.

Плату за тепло Сароблэнерго начисляет на разнице температуры на выходе трубы из ТЭЦ и на обратном вводе. Ежемесячно, зная, сколько протекло воды по этому кольцу, умножая его на температурную дельту и на тариф, Сароблэнерго выставляет счёт администрации.

Администрация, безусловно, платит. В свою очередь администрация собирает плату за тепло и горячую воду по хорошо известной нам цене. И можно представить себе крайнюю досаду администрации, когда полученный от Сароблэнерго счёт оказывается больше, чем собрано платежей. Это при том, что поборов с населения должно было хватить с прибылью, ну, на худой конец, хоть на хлеб с маслом и икрой для административного аппарата.

Загадка решается просто. Как-то забылось, что жилые дома подключаются к ТЭЦ через огромную разветвлённую сеть, которая уже давно представляет лишь исторический интерес. Сароблэнерго не считает нужным их реконструировать, формально сети — собственность города, а значит — ничьи. К тому же деньги у города высасывает федеральный центр. И получается замкнутый круг, движение по которому обеспечиваем мы. Платим и ждём — пронесёт в следующую зиму или будем костры во дворах жечь.

А ведь деньги на реконструкцию городских теплосетей есть, причём такие, что Москва не отожмёт; но они у банка.

Потери в сетях составляют минимум 40 %. Если взять кредит на реконструкцию, то денег, сэкономленных от «непотери» этих 40 %, хватит на его возврат в течение одного срока работы облдумы. Даст ли деньги банк? Вот когда я был вице-президентом банка, то дал бы, даже очень бы дал, но в силу непреодолимых обстоятельств потребовал бы надёжную гарантию их возврата. Может, такую гарантию даст назначаемый мэром глава администрации района? Конечно, нет. Он нынче — пан, а завтра ищи его на Марше несогласных. Опять наш многострадальный круг.

Но выход есть, и, по сути, только один — передать все сети этого района частному предприятию. Только при условии что предприятие-заёмщик на срок окупаемости проекта будет частным владельцем сетей возможно получение кредита. Теперь спросите у записных саратовских строителей Леонида Писного или Николая Ольхова, они вам подтвердят, что один работающий строитель требует занятости ещё двенадцати смежников. Такая простая арифметика. И в ней нет иностранцев. Зато есть и экономический рост, и заветная занятость для Саратова и области. Наконец, снижение риска техногенной катастрофы. Задача создания частных сетевых компаний на саратовском рынке тепла — и понятная, и посильная.

Новые владельцы теплосетей — частные компании — найдут деньги для эффективного использования своего имущества, для его модернизации. Тем более что окупаемость вложенных средств в этом секторе городского хозяйства — примерно 6 лет, а кредиты, скажем, Мирового банка или Европейского банка реконструкции и развития выдаются, как правило, на 10 лет, и процентные ставки вполне посильны.

Хотите цифр? Их есть у меня!

Расчёт стоимости полной замены тепловых сетей и теплогенерирующих мощностей

I. Обоснование метода



Я предлагаю применить метод, основанный на представлении о существовании устойчивых величин, независимых от сложившейся ситуации в конкретном регионе. Например: среднее количество отапливаемой жилой площади на одного человека (В). Этот показатель по России равен 20 м2/чел.

На основе расчётов строительства системы отопления (сети+котельные) определялись приведённые ниже величины. Были сделаны расчёты для трёх городов, которые подтвердили верность применяемого подхода.

В = 20 м2/чел. – среднее количество отапливаемой площади на одного человека;

S1 = 70$/кВт – стоимость строительства котельной «под ключ»;

S2 = 250$/кВт – стоимость «под ключ» тепловых сетей на 1 кВт мощности котельной;

P1 = 100 Вт/м2 – норма тепловой нагрузки на м2 жилой площади (включая ГВС) для домов «советской» постройки;

P2 = 40 Вт/м2 (25 Вт/м2 согласно СниП 23-02-2003 + 15 Вт/м2 на ГВС) – норма тепловой нагрузки на м2 жилой площади (включая ГВС) для домов с современной теплоизоляцией.

Численность,

чел.

Мощность,

МВт

Стоимость замены котельных

и сетей, тыс. $

1 000

1,6

256

10 000

16

2 560

30 000

48

7 680

100 000

160

25 600

II. Примеры расчёта



Приведём примерный расчёт кредита F, требуемого для небольшого города с населением 10 000 человек. В большинстве таких городов вся центральная система теплоснабжения разрушена полностью, теплоизоляция домов крайне низка.

Сначала вычислим отапливаемую площадь (П), зная число жителей N = 10 000 чел. и коэффициент В = 20 м2/чел.:

П = N х B = 10 000 чел. х 20 м2/чел. = 200 000 м2

Известно, что норма тепловой нагрузки на м2 составляет P1 = 100 Вт/м2

Рассчитываем требуемую мощность котельной (W) и стоимость тепловых сетей:

W = П х Р = 200 000 м2 х 100 Вт/м2 = 20 000 кВт.

Стоимость строительства котельной «под ключ» равна:

Sк = S1 х W = 70$/кВт х 20 000 кВт = 1,4 млн.$ ≈ 42 млн. руб.

Стоимость строительства теплосетей «под ключ» составляет:

Sт = S2 х W = 250$/кВт х 20 000 кВт = 5 млн.$ ≈ 150 млн. руб.

Стоимость строительства новой современной системы или объём требуемого кредита равен:

F = Sк + Sт = 42 млн. руб. + 150 млн. руб. = 192 млн. руб.

В результате применения данной системы расчёта для домов с хорошей теплозащитой (Р = 40 Вт/м2), объём кредита составляет:

F = (S1 + S2) х N х B х P = 76,8 млн. руб.

Разница в 115,2 млн. руб. (192 млн. руб. – 76,8 млн. руб.) весьма значительна. Жители должны сами для себя решать вопрос, что дешевле: переплачивать двадцать тысяч рублей год за теплоэнергию или поставить окна со стеклопакетом и возвращатель на дверь в подъезде).

III. Сроки погашения кредита



Какова сумма платежей за тепло



Сумма, собираемая за тепло в городе с населением N человек, определяется при помощи формулы:

N = Q х N х K,

где Q – количество тепла, требуемого одному жителю в год на отопление и ГВС, [Гкал/чел. год], N – число жителей; К – тариф или себестоимость 1 Гкал в данном городе.

Q = P х t х B х σ,

Где P = 100 Вт/м2 – норма на отопление и ГВС, [Вт/м2]; t – время отопительного сезона (в среднем t = 6000 часов/год); B = 20 м2/чел.; σ - коэффициент перевода МВт в Гкал.

Из раздела II следует, что FN = (S1 + S2) х N х B х P — сумма кредита для города с населением N человек.

В этом же городе мы собираем за услуги теплоснабжения сумму:

N = P х t х B х N х K х σ ,

Срок окупаемости проекта



Очевидно, что кредит брался с целью кардинального сокращения расходов на теплоснабжение. Примем, что η — коэффициент сокращения расходов, тогда сумма сохранённых (сэкономленных) средств E:

E = N х σ [руб/год]

Теперь не трудно рассчитать срок окупаемости T:

T = FN/(N х η) = ((S1 + S2) х N х B х P)/(η х K х t х N х B х P) = 1/(η х K) х (S1 + S2)/t.

После расчёта коэффициента (S1 + S2)/t получаем, что период окупаемости проекта составляет:

T = 1600 / (η х K) лет

Например, для тарифа K = 800 руб/Гкал и η = 0,45 T ≈ 4,5 года, а для K = 500 руб/Гкал T 7,2 года.

Крайне важно отметить, что период окупаемости лежит в пределах 4-8 лет, в зависимости от тарифов в регионе. Выгода очевидна. Для города с числом жителей 10 000 человек и со среднеутеплёнными зданиями кредит будет возвращён через пять лет, хозяева теплосетей будут получать чистую прибыль в размере:

Прибыль = ∑N х η = 19 000 000 руб. ≈ 640 000 $ ежегодно

Для города численностью 100 тыс. жителей



Выручка за тепло – 10 800 000 $/год

Максимальная стоимость проекта – 25 600 000 $

Потребности в тепле – 100 000 чел. × 0,5 Гкал/мес·чел × 12 мес. = 600 000 Гкал

Себестоимость газа – 600 000 Гкал × 185 руб./Гкал = 3 700 000$

Накладные расходы – 50 чел. × 2 000 $/чел·мес × 12 мес. = 1 200 000 $

(из расчета 50 чел. обслуживающего персонала)

Прибыль – 10 800 000 – (3 700 000 + 1 200 000) = 5 900 000 $/год

Срок окупаемости проекта – 25600000$/5900000$ в год = 4,3 года

Кто сделает?

Не рекламы ради, а примера для, расскажу коротéнько о петербургском производственном объединении ТВЭЛ, осуществляющем как раз такую реконструкцию теплосетей. ТВЭЛ — это аббревиатура, расшифровывается как «Тепло и вода — энергетике и людям». У ТВЭЛа два завода по производству изолированных труб для теплоснабжения и горячего водообеспечения:

  1. для европейской части России — в Санкт-Петербурге;

  2. для азиатской части страны — в Тобольске.

Таким образом, ТВЭЛ устанавливает сборные теплосети по всей карте — в Белоруссии, в Ленинградской области, в центре России — Тамбове, Казани, Ростове-на-Дону, на Урале, на Севере, особенно много — в Сибири. ТВЭЛ заменил теплосети в Ноябрьске и Ханты-Мансийске практически на 100 %, в Сургуте и Тобольске — на 80 %. Вообще, в Тюменской области вопрос модернизации теплоснабжения практически полностью решён ещё при бывшем губернаторе Сергее Собянине. Может быть, поэтому он теперь и глава Администрации Президента РФ?

PR-менеджер из ЦИК партии «Единая Россия» Роман Чуйченко справедливо заметил мне давеча в SMS-ке, «что событийное [поле] надо формировать, а не отражать». Ну, так приведённые выше доводы позволяют мне обратиться к депутатам Саратовской гордумы, к сити-менеджеру Николаю Романову, к правящей партии «Единая Россия» с призывом — передать теплоснабжение г. Саратова и Саратовской области в частные структуры, разумеется, под контролем государства.

Эдуард Абросимов

Действительный государственный советник

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
131