Сезонные страдания
Однако расслабляться пока рано. Есть еще вопросы в коммуналке, например, по посезонке. Напомним, что Саратов в массовом порядке перешел на посезонку с 1-го января 2007 года.
Посезонная оплата тепла (вместо 12-ти месяцев платим только 6) для нашего города — вопрос выстраданный. В многолетних спорах с поставщиками тепла, областным бюджетом и населением. А потому к посезонке Саратов подходил как бы в два приема. В начале прошлого года ее ввели, но потом отменили. В начале этого года ее опять ввели, и пока она действует.
С учетом такой проработанности вопроса, казалось бы, при переходе на посезонку не должно возникнуть никаких проблем. Тем более что в других городах области, например, в Балакове, где плата за отопление только в сезон взимается с населения уже три года, никаких проблем не возникло. Однако и здесь Саратов впереди планеты всей, хотя власть и старается избежать огласки по этому вопросу. Оно понятно — год-то выборный, кому нужны волнения среди населения? И тем не менее…
Если говорить просто, то проблемы возникают при начислении субсидии. Дело в том, что в зимние месяцы размер платы за тепло вырастает в два раза, а вот размер субсидии каким был, таким и остался. Грубо говоря, из 600 рублей, начисленных в январе за отопление однокомнатной квартиры, субсидия составит лишь 300 рублей.
Нет, конечно, понятно, что через три месяца компенсируется и остальная половина платы за субсидию. Но при этом опять возникает вопрос: откуда бабушке с пенсией в три тысячи или матери-одиночке с копеечным пособием взять эти 300 рублей в январе?
Проблема возникает из-за того, что региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг, активно используемый при расчете субсидий, в свою очередь вычислен, исходя из 12-месячной системы оплаты отопления.
Справедливости ради стоит отметить, что Саратов и область попытались найти выход из ситуации.
По словам начальника управления экономики и финансов министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Ларисы Новиковой, можно было идти несколькими путями.
Первый из них: утвердить стандарт оплаты для Саратова с 12-месячной платой за отопление, при этом отдельным пунктом наделив органы МСУ или уполномоченные органы в сфере начисления субсидий правом выбирать схему предоставления субсидии, исходя либо из полугодовой платы за отопление, либо круглогодичной.
По словам Новиковой, Саратову был предложен этот вариант, однако город от него отказался. И, в общем-то, понятно, почему. В городе 5 тысяч многоквартирных домов, из которых более 2,3 тысяч домов управляются ТСЖ и ЖСК. Они вольны самостоятельно, без оглядки на муниципалитет определять, как им платить за отопление, — 12 или 6 месяцев.
При этом надо не забыть о том, что отопление теперь считается, исходя из тарифов поставщиков, а их, напомню, у нас более 20-ти штук.
В результате, если бы в Саратове при расчете субсидий были приняты оба варианта, то объем работы службы субсидий вырос бы в разы. При этом надо учесть, что в самые спокойные времена, обслуживая от 20-ти до 28-ми тысяч семей, 6 отделов субсидий (чуть больше 40 человек) умудрялись «выращивать» длиннющие очереди. В общем, назревает вопрос о кардинальной перестройке работы отделов субсидий, на которую в городе денег нет. Или нет желания их искать.
Был и другой путь, по которому пошли Балаково, Ивантеевка и Вольск. В этих городах жители всех домов, независимо от формы управления — муниципалитет, ТСЖ, ЖСК — дружно перешли на посезонку. Проблем при этом у службы субсидий никаких. Особенно в г. Балаково, который успел перейти на посезонку еще до введения персонифицированных выплат субсидий.
Для Саратова такой путь кажется невозможным — попробуй-ка убедить все ТСЖ и ЖСК в необходимости перехода на посезонку (муниципальные дома убеждать не надо — с 1-го января действует соответствующее решение горвластей)! С другой стороны, у страха глаза велики — в средствах массовой информации все чаще говорится о том, что на самом деле многие ТСЖ и ЖСК на посезонку уже перешли. В этой связи «подтянуть» остальных — плевое дело, которым, однако, надо заниматься… К сожалению, никакого энтузиазма по этому поводу городская администрация пока не выражала.
Кстати, по словам Новиковой, посезонка, с точки зрения расчета субсидий, — вообще нелогичная вещь. Дело в том, что при расчете субсидий учитываются такие показатели, как среднедушевой доход в семье и прожиточный минимум. А они в свою очередь вычисляются с учетом 12-ти, а не шестимесячного цикла… С другой стороны, ни для Балакова, ни для Вольска это не стало проблемой.
Кроме того, при посезонке возникает опасность того, что отдельные граждане, в статье расходов которых плата за отопление является основной, например, в апреле-сентябре не смогут претендовать на субсидию вовсе.
По мнению Ларисы Новиковой, в этой ситуации «убить двух зайцев» весьма проблематично — у кого-то всегда будет терять, кто-то выигрывать.
Саратов же пока выбрал третий путь. При расчете субсидий используется круглогодичный стандарт. По словам замминистра, городу сейчас придется пережить переходный период, при котором жители сначала авансируют отделы субсидий, а потом получат от них компенсацию. С течением времени, считает Новикова, уйдет и эта «шероховатость». А впоследствии уж Саратов, возможно, созреет для одного из указанных выше вариантов. Хотя уже на нынешнем этапе, считает замминистра, городской власти следует провести с населением разъяснительную работу.
А если «по правде», то разъяснительная работа должна была начаться еще «сто лет назад», — про посезонку-то горадминистрация узнала не 1-го января! Заодно можно было бы подумать и «над путями отступления», обмозговав вместе с минЖКХ возможные варианты развития событий. Но городу по-прежнему недосуг… Спрашивается, доколе?
Наталья Шитова
(первую часть статьи читайте здесь: http://www.sarinform.ru/articles/detail.php?ID=12836)