Телефоны для связи
Статьи
Голосуй по приколу
28 ноября 2010, 18:28

Мартовские выборы прошли, и теперь, когда новые депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга расселись по своим креслам, можно уже сделать некоторые выводы и предсказания для выборов в Саратовскую областную думу. Когда я присмотрелся к победителям в ЗакСе СПб, то вынес таковое суждение о наиболее актуальных азимутах направления избирательских симпатий: 1.«Единая Россия» — не надо ничего менять, всё и так уже хорошо; 2.«Справедливая Россия» — вы воруете без нас; 3.КПРФ, ЛДПР — украли не мы, а у нас.

Один за всех

Был в Законодательном собрании СПб такой непримиримый депутат Сергей Гуляев. В последний раз он прославился тем, что 3-го марта этого года возглавил знаменитый «Марш несогласных» и был жестоко избит глумливыми черниками питерского ОМОНа. Господин Гуляев шёл в новый состав ЗакСа в списке «Яблока». Как известно, «Яблоко» в петербургский избирком снял с выборов за сомнительно ничтожные несоответствия в подписных листах. Не исключено, что это было сделано только чтобы в новом ЗакСе не было депутата Гуляева — «питерского Че Гевары».

Соответственно, «саратовским Че Геварой» называют Вячеслава Мальцева. Нахождение его в областной думе полезно, так как Мальцев своей публичной деятельностью создаёт дискуссионную среду, столь необходимую нынче в парламентах всех уровней. В тоже время, в случае если у депутата Мальцева есть системные недоброжелатели в исполнительной власти, то политическому объединению, намеревающемуся включить Мальцева в свой партийный список, следует прибегнуть к денежному залогу. На этапе проверки подписных листов партийный список с Мальцевым, скорее всего, «зарубят», и никакие суды не помогут, как не помогли они объединению «Народная воля» — СЕПР на выборах в ЗакС СПб. А СЕПР в Питере возглавлял не абы кто — бывший тренер Путина по дзюдо Владимир Шестаков. И тем не менее, не помогло. Вот почему СПС не стал мудрить и внёс залог в 9 миллионов рублей, так что никто уже не имел права снять «партию олигархов» с выборов. Они, к сожалению, не набрали нужного количества голосов для прохождения в ЗакС, ну «не догнали курочку, зато согрелись».

Яблоко задора

Мартовские выборы региональных парламентов примечательны тем, что в них впервые нельзя было проголосовать «против всех». Можно по-разному к этому относиться, но к осенним выборам в Саратовскую облдуму это уже станет политической обыденностью. Как мы понимаем, графу сию фракция единороссов в ГД РФ изъяла потому, что год от года рос процент протестного голосования и господство «ЕР» в отдельных местах оказалось под угрозой или стремилось оказаться под таковой. Однако, как показали петербургские выборы, протестный электорат никуда не делся, вот только «Другая Россия» и «Яблоко» не смогли канализировать его протест в конструктивное русло. Людей призывали не приходить на избирательные участки или приходить, но уносить или портить бюллетени. Не надо было этого делать! Протестная ярость оскорблённых питерцев пропала втуне, понапрасну.

Мне вспоминаются выборы в то же ЗакС СПб, но только 1993 года. Тогда в Питере не на шутку схлестнулись КПРФ и «Выбор России». Они применяли друг против друга всё, что только мог тогда предложить разнузданный «чёрный пиар». В итоге уставшие разбираться люди пошли голосовать за ЛДПР. Они голосовали «за Жирика», что называется, «по приколу». Вот когда у избирателя есть такое чувство, что де «своего всё равно не добьёшься, а хуже уже не станет», тогда стоит запустить такой лозунг: «голосуй по приколу!». Более всех его может взять на вооружение ЛДПР или всё та же «Народная воля», или какое-нибудь уж совсем экзотическое объединение, наподобие «зелёных», как в Самаре. Даже КПРФ относительно легко может раскрутить молодежь «приколоть» медвежью облдуму своим выбором в пользу коммунистов.

Состязание в патернализме

В виду того что самый многочисленный избиратель — пенсионеры, вся предвыборная риторика в марте велась исключительно на «пенсионерские» темы: бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, льготного транспорта, телефона, квартплаты и тому подобные вопросы. О малом бизнесе, «социальных лифтах» для молодых, образовании и жилье говорилось как-то вскользь, скороговоркой, для ассортимента. Избирательные технологи понимали, что молодые люди кандидатам в депутаты не верят, а пожилым людям просто приходится верить политикам, больше уже некому. Вот и обещали пенсионерам молочные реки в кисельных берегах все — от «Единой России» до СПС. В связи с этим на встречах с избирателями я заметил вполне осязаемую ревность со стороны молодых и людей среднего возраста.

Радио Га-Га

Вообще-то, раскачать молодёжь «прикольнуться» и сходить проголосовать за политического маргинала — вполне реальная для Саратова задача. Для этого стоит использовать недоступные для номенклатурных жаб из «ЕР» и «СР» дискотеки, концерты, пиво и радиостанции (беломедведи и эсэры в своих пластмассовых галстуках и чиновничьих костюмчиках смотрятся противоестественно в неформальной среде).

Именно радиостанции были недооценены на выборах в Санкт-Петербурге. В чём их главная прелесть? В обособленности групп радиослушателей. Те, кто слушают «Эхо Москвы», скорее всего, не будут слушать радио «Шансон». А тот, кто слушает радио «На семи холмах» или «Ностальжи», вряд ли переключится на «Динамит». Насколько разные аудитории, настолько могут быть различными политические месседжи, причём с точным целевым попаданием в адресную аудиторию. С аудиторией каждой радиостанции можно поговорить о специфических болячках именно этой аудитории. В радиоэфире надо обещать то, что хотят услышать конкретные аудитории этой радиостанции.

Ещё одно наблюдение из питерской избирательной кампании: проигравшие «Патриоты России» и СПС недооценили живые пикеты в накидках с партийной символикой в местах скопления людей. Там, где есть пикеты одной партии, обязательно должны присутствовать пикеты других. Пусть они раздают прокламации, листовки, собирают подписи против чего-либо, главное, чтобы они были, иначе избиратель-сторонник отсутствующей партии чувствует себя брошенным. Эффект присутствия партии в людных местах решающе важен для уже привлечённых на свою сторону избирателей.

Починяю примусы

Наглядная агитация на стендах, билбордах, огромных плакатах и перетяжках является мощным средством воздействия на умы избирателей, которое, вне всякого сомнения, в Саратове осенью будет находиться в руках партии власти. Зимой в Петербурге взгляд некуда было бросить, чтобы не наткнуться на красочные портреты и воззвания от «Единой России» и «Справедливой России». Немногим отстали от них ЛДПР и СПС. «Маленькие» партии на городские билборды исполнительная власть в Саратове, полагаю, не пустит. Но есть один приём, которому трудно противодействовать властям, — это настенная живопись.

Помнится, в 80-е годы длинные фасады домов по улице 20 лет ВЛКСМ от 7-го корпуса СГУ к 9-му корпусу были исписаны граффито на тему кота Бегемота из «Мастера и Маргариты» Булгакова. В Питере до сих пор на фасадах домов почитают кочегара Виктора Цоя. Трэшевые граффито НБП, коряво написанные чёрной краской, — образчик того, как не надо делать. А покрашенные в партийные цвета и подкреплённые трафаретами избирательных лозунгов саратовские фасады смогут существенно повлиять на умонастроения жителей. Даже с практической точки зрения они будут выглядеть лучше, нежели облезлая ещё при мэре Аксёненко штукатурка. Разукрашенный фасад на уровне цокольного этажа доступен для взгляда прохожих, хорошо виден из проезжающих автомобилей, обладает эффектом неожиданности, долговечен и необратим, в том смысле, что политические конкуренты не смогут его заново отштукатурить и перекрасить.

Профессионально сделанное агитационное граффито невозможно стереть даже в день голосования, и его нанесение на фасады запросто может быть профинансировано не из избирательного фонда. Чики-брики — гражданская инициатива неустановленных лиц. Что немаловажно, такая агитация будет восприниматься как истинно народная, в отличие от навязчивых харизм на гигантских билбордах. На стенах надо агитировать идти и голосовать «за». Красная стена — за КПРФ, зелёная — за «Яблоко», жёлто-чёрно-белая — за «Народную волю» и т. д.

Стиснуть зубы в кулак

Лейтмотивом «Единой России» на любых выборах последнего времени звучит: «Мы — партия реальных дел», «Мы не обещаем, мы — работаем» и т. п. Именно на это будет упирать их телевизионная реклама. Ролики единороссов будут сделаны на хорошем качественном уровне. Тем, кто захочет мобилизовать протестные голоса, придётся озаботиться и сделать не менее достойные агитационные ролики: с технически выдержанным звукорядом, правильным светом и качественным монтажом. Телевизионная агитация — это, образно говоря, «обстрел по площадям», и она не избирательна. Поэтому, если на FM надо размещать адресные месседжи, то на ТВ лучше всего подействуют «говорилки» реальных простых людей, где бы они рассказали, как пострадали от монетизации льгот, обязательного автострахования, роста тарифов на коммунальные услуги и телефон и тому подобных «реальных дел» единороссов в облдуме и ГД РФ. Снять такие «синхроны» в разы дешевле игровых роликов беломедведей. Присутствовать же в телеэфире решительно необходимо тем, кто задумал завоевать места в парламенте. Итак, в телеэфире не надо ничего обещать, его надо использовать для мобилизации протестных настроений избирателей.

Созерцающее сердце

Тут меня, как специалиста по уголовному мышлению, могут объявить подстрекателем-оранжистом, и соврут. Я не являюсь членом какой-либо политической организации. Вместе с тем я стоял у истоков саратовского «Единства», а СГО «Единство» вообще размещалась в моей квартире. Таким образом, не побоюсь признать, что я — один из отцов саратовской «Единой России». Что мне ныне более всего не нравится у партии власти? Высказывание её лидера Бориса Грызлова: «Парламент не место для дискуссии», а также планомерные действия депутатов-единороссов в обозначенном азимуте. Я же разделяю мнение коммуниста Сергея Доренко, что политики — это такие продавцы будущего. Во время избирательной кампании они продают нам будущее в обмен на наши голоса, поэтому я нахожу справедливым предоставить им равные условия для торговли будущим. Когда в парламенте лишь один цвет, а остальные цвета — на улице, то это приводит к бунту. Пусть в думе расцветают все цветы.

Эдуард Абросимов,

Санкт-Петербург

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
49