Телефоны для связи
Статьи
Интуитивно перспективно
28 ноября 2010, 18:28

В ближайшие два года в Саратове появятся дилеры всех крупнейших автомобильных компаний. К уже имеющимся дистрибьюторам марок Volvo, Ford, Volkswagen, Mitsubishi, Opel и других должны прибавиться еще Mercedes и Audi. И это при том, что для создания в регионе салона автомобилей класса «премиум» требуется от трех до пяти миллионов долларов. О трудностях существования региональных автодилеров, о бедах и перспективах местного автомобильного рынка рассказывал журналистам представитель Volvo в Саратове (по совместительству генеральный директор клуба World Class) Андрей Еремин.

Сначала о структуре автомобильного бизнеса, а может, о схеме — кому как больше нравится (пока речь идет о рынке иномарок). Все предельно просто: главная власть сосредоточена в руках головного офиса компании, который находится за пределами нашей славной родины, затем по иерархии следует центральное представительство компании в России, расположенное, ясное дело, в Москве, и, наконец, завершают цепочку региональные автодилеры. Им, собственно, и достается от всех «на орехи». По словам Андрея Еремина, крупнейшие мировые автомобильные компании представляют собой «страшные бюрократизированные структуры», действующие по собственным законам, — действия каждого звена строго регламентированы центром. Один пример: для открытия в Саратове салона автомобилей класса «премиум» необходимо помещение площадью не менее трех тысяч квадратных метров — такова уж политика компаний. Таким образом, только в обустройство здания, строительство подъездных дорог и инфраструктуры требуется вложить примерно 2,5 миллиона долларов. Плюс инвестиции в оборудование и средства непосредственно на закупку автомобилей. В итоге и получается круглая сумма в три-пять миллионов долларов. Добавьте сюда еще четыре миллиона евро, которые должны быть на банковском счете отечественной компании, желающей получить статус официального дистрибьютора…

Европейские дилеры объединились в гильдии и общими усилиями смогли отбиться от требований автомобильных монстров, которые зачастую никак не соотносятся с региональными особенностями. Российским бизнесменам сделать это пока не удалось, и они вынуждены работать в заданных рамках. «В итоге автомобильный бизнес получается неэффективным, а издержки, в конечном счете, накладываются на потребителей», — заключает Андрей Николаевич. Кстати, об издержках и потребителях. Судите сами: если в США автомобиль Mitsubishi, по данным Еремина, стоит около 18-22 тысяч долларов, то российскому потребителю он обойдется в 30-35 тысяч долларов. Что называется — почувствуйте разницу.

Как бы то ни было, а авторынок в России растет быстрыми темпами. Так, в плановых показателях всех европейских компаний на 2007 год заложен 40-процентный рост объемов продаж. Удастся ли достичь такого «взрывного» показателя, Еремин сомневается, но все-таки он отметил, что перспективы у потребительского рынка большие. Одним из доказательств данного тезиса может служить тот факт, что квоты на автомобили стоимостью от 300 тысяч долларов и выше раскупаются в течение 2-3 месяцев. Соответственно, недостатка в клиентах автосалоны не испытывают. Связано это, по мнению Андрея Николаевича, с двумя факторами. Во-первых, с увеличением заработной платы у некоторых групп населения, а во-вторых, с развитием банковского кредитования — 80 % автомобилей класса «премиум» приобретаются через кредитные схемы (прямой кредит либо лизинг): «Банковский сектор дает мощнейший толчок развития автомобильного рынка». Есть еще один аспект, а именно — особенности российского менталитета, которые, по словам Еремина, оказывают гигантскую помощь «корыстным автодилерам». Дело в том, что для русских мужчин, в отличие от их европейских сородичей, очень важен вопрос престижа, поэтому они покупают машины, которые зачастую им просто не по карману.

К чему это все приведет? Перспективы, по мнению Еремина, могут быть не очень радужными. Сценарий первый: с учетом неустойчивости всей экономики страны авторынок может не выдержать растущих объемов и спроса и «сложиться». Сценарий второй: возможно, нас ожидает кредитный кризис (это когда население скопом наберет кредиты, а потом не справится с финансовой нагрузкой).

Картина автомобильной отрасли была бы неполной еще без двух составляющих, а именно — отечественного автопрома и рынка подержанных машин. Вряд ли где-нибудь в мире можно найти автомобиль стоимостью шесть тысяч долларов. Конечно же, за исключением России и ее фирменных «Жигулей». Добавьте сюда такой немаловажный момент, как государственная поддержка «Автоваза». В итоге получается: отечественная автомобильная промышленность будет если не жить, то, по крайней мере, существовать. «"Автоваз" не умрет. На нем целый город держится. Если такая махина рухнет — мало никому не покажется. Правда, качество машин у них отвратительное. До сих пор непонятно — как можно двадцать лет делать одно и то же, и так же плохо?», — удивлялся Еремин. Изобретать, по его мнению, на самом деле ничего не надо, необходимо просто брать готовые проекты, приобретать лицензии у европейских заводов и прививать их на российскую почву.

Что касается так называемого «вторичного рынка» автомобилей, то он, по словам Андрея Николаевича, представляет собой перспективный путь развития дилерских сетей. Главная причина тому — все более растущая конкуренция на рынке новых машин. Например, Ford уже создает специальную программу по продаже и обслуживанию подержанных авто: «В Европе существует колоссальный рынок автомобилей б/у. Их надо куда-то девать. Это — неизбежность».

Но это все общности. Теперь вернемся к частностям, то есть саратовскому автомобильному рынку, его проблемам и особенностям. Сначала цифра — 1 % от федерального рынка. По словам Еремина, это очень мало и, как следствие, печально: «Саратовский автомобильный рынок отражает тенденции, которые происходят в региональной экономике. Экономика у нас дохлая. Есть какие-то инфраструктурные сдвиги, но неизвестно, дадут ли они результат. Нужны локомотивы, которые будут тянуть экономику. Их пока нет, а потеря темпа — вещь чреватая — можем никогда не догнать». Закончил свою речь Андрей Еремин, правда, оптимистично: «Но так как мы все-таки развиваемся, автомобильный бизнес — очень перспективное направление. Хотя развивается этот сектор пока интуитивно — западные модели в России не работают, а собственные мы пока не создали».

Юлия Аракчеева

P.S. А тем, кто задумывается о покупке автомобиля, Еремин посоветовал подождать 5-7 лет. За это время Россия, может быть, все-таки вступит в ВТО, что автоматически приведет к снижению ввозных пошлин.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
55