Наконец-то появилась возможность позитивно высказаться по адресу СГУ, что я и делаю с величайшим удовольствием. Классический университет со второй попытки выиграл конкурс инновационных проектов, заняв 9-е место и опередив многие прославленные столичные вузы. Искренние поздравления.
Впрочем здесь я напомнил себе ректора СГУ Л.Ю. Коссовича — это он, в манере французского «короля-солнце», любит отождествлять себя со всем университетом сразу. А я, как и множество здравомыслящих людей, все-таки разделяю университет и его нынешнюю администрацию. И подчеркиваю: грант выигран университетом. Не сомневаясь при этом, что Леонид Юрьевич, конечно, уже записал победу в конкурсе в собственный актив и теперь готов, подобно струсившему оперу из советского телебестселлера «Место встречи изменить нельзя», восклицать на всхлипе: «Государство мне дало…».
Я не буду спекулировать вокруг фигур русского языка — предлогов «благодаря» или «вопреки», — а просто отмечу, предупреждая эйфорическую трескотню ректорских идеологов и почесывание рук в рассуждении расправы с оппозицией, что внутриуниверситетских проблем долгожданный выигрыш проекта ничуть не снимает. В нашумевшем «Обращении 57-ми профессоров» обозначены «амбициозное, некомпетентное и разрушительное единовластие», «системный кризис власти», «недопустимый произвол» с одной стороны и «восстановление справедливости и норм университетской демократии» — с другой. То есть вещи, которых за деньги ни поправить, ни купить.
Конечно, победу эту, чрезвычайно принципиальную для всего университета, по справедливости стоит отнести на политический счет вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина и еще раз восхититься его лоббистскими возможностями. Собственно, на него единственного в этом проекте ректорат СГУ и уповал в молитвенном экстазе, не особо скрывая свои радения от общественности. Логика Вячеслава Викторовича довольно проста — она явно соприродна высказываниям одного из американских президентов о диктаторе Батисте, который, конечно, «сукин сын, но он наш сукин сын». Вячеслав Володин все прекрасно понимает о нынешней администрации СГУ. Тем не менее очевидно: смена руководящей команды в крупнейшем саратовском вузе сколь назревшей бы ни казалась, сегодня никак не сыграет в плюс крупнейшему федеральному политику. Слишком много пиаровского и лоббистского потенциала вложено Володиным в последние годы в СГУ — и ассоциации его с нынешним ректором, неизменно позировавшим на фоне очередных «вложений», — тверды, как самый надежный сплав. Стоит вспомнить и о предположениях некоторых саратовских аналитиков, утверждавших, что финансовая база предстоящих выборов «Единой России» в немалой степени будет состоять из федеральных траншей в саратовские вузы. Если такой прогноз хоть отчасти верен, то отказать Коссовичу в поддержке означает поставить под угрозу всю схему.
Ситуация довольно любопытная, и тут уместна военная аналогия. Как на фронте, когда, в ходе резкого прорыва в глубокий тыл противника, наступающие армии рискуют оказаться во вражеских клещах, и в какой-то момент непонятно, кто кого контролирует. Так и с нашими героями — безусловно, Леонид Коссович полностью пребывает под влиянием Вячеслава Володина, но и Вячеслав Викторович в какой-то степени является заложником Леонида Юрьевича. Уместен классический афоризм о хвосте, виляющем собакой…
Такой вот кисловатый привкус большой победы. Содержание которой — 357 миллионов рублей, который пойдут на новое оборудование для лабораторий, их ремонт и стажировку профессорско-преподавательского состава в ведущих зарубежных университетах. Любопытно, что сегодня об этом сообщается важно и официально. В то время как по аналогичным поводам в адрес опальных факультетов и деканов звучало хорошо незабытое словечко «космополитизм». Вообще, не слишком ловкое, но постоянное манипулирование словами, символами и понятиями стало фирменной приметой коссовических пиарщиков. Одна из областных газет публикует материал-предупреждение о том, к чему может привести практика закрытости и административного нажима — ректорский помощник по связям с общественностью говорит о «фашистской статье». Задержан по подозрению в получении взятки очередной руководящий сотрудник университета — есть повод заявить о «борьбе с коррупцией». Которая, естественно (борьба, а не коррупция), дело хорошее, но, отвечая на вопрос «что?», не стоило бы обходить и вопрос «где?». Если большинство СМИ критикует административный произвол в СГУ — это «проплаченная кампания». Впрочем для этого утверждения у ректорских помощников имеются определенные психологические основания — ибо свои материалы, так сказать, «в защиту» они публикуют в подавляющем большинстве случаев на коммерческой основе. И некоторые наши коллеги, едва ли не вслух приветствуют дальнейшее продолжение противостояния в свете собственной финансовой выгоды.
Господи, сколько раз я уже слышал об этих «проплаченных кампаниях»! Аяцковские идеологи захлебывались нулями, аксененковские выпрыгивали из штанов и мэрии… А уж как усердствовали рейдеры под видом «инвесторов», разоблачая «личную заинтересованность» журналистов в деле их дискредитации! Если сегодня взглянуть на табло, некоторую закономерность вполне можно установить, вы не находите?..
Алексей Колобродов