Представьте, есть у человека деньги. Заработал он их честным трудом, отказывал себе во многом — копил. А теперь захотел обеспечить себе с их помощью безбедное будущее. То есть, чтобы теперь они на него работали. Скажете, ничего особенного — весь мир так живет. А теперь уточним: человек этот — наш русский пенсионер, который имел слабое понятие о различных финансовых инструментах и необходимости диверсификации своих вложений. А скорее, он даже и слов таких не знал. А читал однажды в газете, что на Западе есть такие люди — рантье, которые живут на проценты от своего капитала. Ничего не делают, только денежки в банке получают. Но на проценты в наших банках не очень-то проживешь, даже от инфляции не спасешься. И вот тогда он видит объявление о 50-ти процентах годовых…
Вы уже, верно, поняли, что я о «финансовых пирамидах» и об их доверчивых жертвах. В последнее время обманутые вкладчики проявляют невиданную активность: устраивают пикет за пикетом, митингуют, пишут письма губернатору. На днях вот собирались у здания Дворца правосудия и передали письмо председателю областного суда Александру Галкину, в котором выразили возмущение нарушениями, с которыми, по мнению подписантов, расследуется дело по обманутым вкладчиков. Правда, дела у вкладчиков самые разные: если у пострадавших от «Саратовмясомолпрома» могут быть серьезные претензии к системе правосудия, и пока ни один из руководителей этой структуры не понес наказания, то у «Горпищеторга» хозяев судят, а руководители «Газнефтьинвеста» и вовсе в бегах.
Но наши вкладчики не столько жаждут крови — они люди мирные, — сколько возвращения своих кровных. Большинство из них прошли необходимые суды и имеют на руках решения в свою пользу, а судебные исполнители — соответствующие исполнительные листы. Только вот взыскивать по этим листам нечего. Пирамидостроители или банально собрали денежки и растворились в пространстве или настолько хитроумно вели дела, что никакое следствие не может отжать у них, например, недвижимость в центре города, которая, видимо, приобреталась на деньги пайщиков, но потом столько раз переуступалась и переходила из рук в руки, что люди в погонах ничего доказать не смогли. А один из главных лиц этой драмы с вкладчиками очень любит посещать собрания на тему «пирамид» и рассказывать, какой он белый и пушистый, сколько денег людям вернул, и что во всем виноваты газеты. И заметьте, чувствует себя в полной безопасности! И раз милиция и суд обманутым вкладчикам в возвращении денег не слишком помогли, они обратились за помощью прямо к губернатору. Мол, исполнительная власть, исполни наши исполнительные листы, верни наши денежки!
Между прочим, губернатор внял. И даже дал задание подготовить законопроект по предупреждению в регионе нарушений прав граждан от недобросовестной деятельности организаций на рынке финансовых услуг. И поскольку в рамках этого законопроекта предполагаются некие выплаты (говорят, по 10 тысяч на руки), то сейчас идет составление реестра пострадавших. Знание точного размера нанесенного ущерба позволит чиновникам составить финансовое обоснование будущего законопроекта. Объявление о том, что всем обманутым вкладчикам «финансовых пирамид» надо пройти регистрацию, вызвало, как ни странно, возмущение в их рядах. Люди не хотели слушать объяснений: чего нас еще пересчитывать, в милиции давно сосчитали! Престарелые граждане и ветераны жаловались на нервотрепку и огромные очереди. Тем не менее регистрация идет полным ходом: реестр должен быть сформирован к 1-му марта. И чем ближе к этому сроку, тем вкладчики активнее и тем большего требуют от исполнительной власти!
Как говорится, и смех, и слезы. Смех — потому что это все равно, как искать потерянную монету не там, где ее обронил, а где светло. Или дать соседу взаймы, а сосед потом уедет в другой город, а ты пойдешь требовать долг у муниципалитета, как владельца дома. Понятно, когда государство хоть частично возвращает вклады «Сбербанка», погубленные реформами. Тут оно само наворотило, само и расхлебывает. И между прочим, тот, кто имел много сберкнижек и дожил до соответствующего возраста, имеет шанс вернуть почти ту же сумму, что потерял в годы реформ (хитрость в том, что возвращают по тысячи со счета, невзирая на то, сколько на счету было денег). Когда прошла волна «пирамид» середины девяностых, когда явление обманутых вкладчиков было действительно массовым, государство опять же взвалило на себя эту проблему и кое-что повыплачивало. Саратовские «пирамиды» начала XXI века затронули несколько тысяч человек — не слишком много для почти миллионного города. Да и далеко не все выходят на улицы протестовать. То есть у власти не так уж много мотивов решать эту проблему, а уж тем более изыскивать деньги в не слишком изобильном бюджете. Можно было бы просто сказать «спасибо» за любую выплату: лучше хоть что-то, чем ничего. Но наши рантье не согласны: им нужны все их вклады, вынь и положи!
Впрочем, если отвлечься от меркантильных требований, то в целом претензии к власти имеют под собой почву: ведь именно государство устанавливает правила игры в экономике. И если эти правила позволяют дурить граждан, значит, правила были плохи, и виновато в этом государство. И оно, как минимум, должно установить новые правила, жесткие и четкие. Яркий пример из той же середины девяностых: после того как большинство чековых инвестиционных фондов лопнуло, государство разработало новую систему паевых инвестиционных фондов, которая работает до сих пор. В этой системе недобросовестный управляющий не может скрыться с вашими деньгами, потому что они находятся совсем не у него. В общем, лучшие финансовые умы подумали и надумали. Однако только в одной сфере. А как показала практика, деньги с доверчивых людей можно собирать самыми разными способами: в виде акционерных и потребительских обществ, при помощи сетевого маркетинга и найма на работу. Может ли законодательство предусмотреть все это и закрыть лазейки для хитроумного мошенника? Честно говоря, я не знаю ответа на этот вопрос. Скорее нет, чем да. Но чем меньше будет лазеек и чем больше ограничений для сбора денег с населения, тем этому населению лучше. А главное: нужно учить всех от мала до велика правилам заработка денег. Ведь не бывает такого, что «ты сидишь, а денежки идут». Рантье может не работать руками, но он должен следить за состоянием своих финансов и контролировать своих управляющих. Иначе также прогорит, как наши обманутые вкладчики. И вот это финансово-экономическое просветительство и может стать гарантией от возникновения новой «пирамидальной» болезни.
Маргарита Спиричева