Решив устроить себе этакий факультативный день, сидела и несколько часов читала денежный обзор «Россия-2006». В нем было много понятных только профессионалам таблиц, связанных с денежными массами и денежными базами. Однако даже мои мозги дилетанта-любителя экономических ребусов ловили на страницах, испещренных цифрами, какие-то тревожные для обывателя сигналы. Сигналы эти связывались с увеличением денежных ресурсов в руках у государства. Оно, начиная со второго президентского срока, богатело как-то независимо от всех остальных субъектов жизни на территории нашей страны. Каждая новая таблица почему-то укрепляла ощущение грядущего катаклизма. Как будто государство, в лице его руководства, о чем-то знает и к этому чему-то готовится втайне от своих сограждан. Почему-то в грядущий золотой дождь, устраиваемый правительством России над россиянами, верилось гораздо слабее.
Начать фантазировать на тему возможного катаклизма не успела. Он (катаклизм) обрушился на меня с Интернет-страниц со ссылкой на Associated Press. Министр обороны США взял да и назвал Россию в числе потенциальных противников в возможной большой войне. Это заявление было сделано на заседании комитета по вооруженным силам Конгресса США в среду. Обсуждался проект военного бюджета Соединенных Штатов на 2008 год. И министр обороны Роберт Гейтс сказал: «Нам необходим полный набор средств ведения войны, включающий как части специального назначения, необходимые для борьбы против террористов, так и наземные силы, способные сражаться с большими регулярными армиями… Мы не знаем, какие изменения произойдут в таких странах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран и другие».
На это заявление представителя высшего руководства США об угрозе, исходящей из России, наверное, незамедлительно отреагируют представители российского высшего руководства. Даже с учетом предвыборного периода в самих США всерьез заговорить о военной угрозе из России впервые за много лет после окончания «холодной войны», конечно, сильно. Но, думаю, что просто так подобные заявления не делаются. В смысле, просто для сплочения собственной нации и на основании каких-то несогласий с определением демократии и с политикой по отношению к свободам и к некоторым олигархам в чужой стране. Силовые структуры США основывают свои действия все-таки на других обзорах реальности. И экономическая статистика для них много важнее правозащитной. И значит, что-то в экономике России министра обороны США беспокоит. Что? Не исключено, что, может быть, аккумулирование огромных денежных активов в руках руководства государства?
Автор обзора «Россия-2006» — Владимир Гамза, работающий в банковской системе с начала 90-х годов, автор учебников и, между прочим, президент института проблем безопасности. И его эта наша денежная проблема тоже напрягает. Скрупулезно изучая официальные источники Банка России, он сделал множество собственных расчетов и безоценочно представил их для анализа. Приведу только несколько интересных для размышления цифр.
На 01.01.2001 денежные активы государства (средства в собственном распоряжении) были меньше денежных пассивов (обязательств) в 4,6 раза. В 2004 году денежные активы и пассивы государства сравнялись. В 2005 году государственные активы в 2,3 раза превышали пассивы.
На 01.01.2001 внешний долг России превышал накопленные в стране валютные резервы в 5,3 раза. В 2004 году объем внешнего долга уже равнялся валютным резервам. По итогам 2005 года валютные резервы были больше внешнего долга в два раза.
На 01. 01. 2001 средства правительства России составляли 8 процентов в национальной денежной базе. На 01.01.2006 средства правительства уже фиксировались на уровне 35 процентов. Только в 2005 году средства правительства выросли на 916 миллиардов рублей и составили 2 триллиона 8 миллиардов рублей. А в 2001 составляли неполные 82 миллиарда рублей.
Владимир Гамза считает, что вывод из экономики России огромных объемов денежных средств нерационален. На его взгляд, четверть валютных резервов нужно направить на досрочное погашение внешних займов, четверть использовать на капитализацию частных национальных коммерческих банков, четверть направить на лизинговые закупки самых современных технологий. А средства стабилизационного фонда использовать на широкое развитие ипотеки.
И эти мирные предложения по распоряжению государственными деньгами — рассчитаться с долгами страны, увеличить мощность банковской системы и дать населению резко улучшить жилищные условия — кажутся вполне закономерными. Особенно если учесть, что за последние пять лет, по данным Банка России, ресурсы населения увеличились в 2,8 раза, ресурсы кредитных организаций — в 2,7 раза, ресурсы предприятий и предпринимателей — в 2,6 раза, а ресурсы государства — в 8 раз.
И можно было бы мечтать о том, что перед президентскими выборами власть озаботится расходованием накопленных денежных богатств в интересах населения. Но мечты подкорректировало заявление министра обороны США. Ведь если Америка объявляет о военной угрозе, мы неминуемо начинаем реагировать соответствующим образом?
Ольга Копшева