Эта ставшая уже сакраментальной фраза с «плавающими» запятыми наилучшим образом описывает сегодня отношение городской власти к крупнейшему пассажироперевозчкику Саратова — МУПП «Саратовгорэлектротранс». С одной стороны, казнить нельзя: трамваи и троллейбусы — это социально значимый транспорт; благо, и пассажиров возят дешевле, чем частники, и такое количество льготников могут вместить только они.
С другой стороны, помиловать-то его и не очень хочется: этот МУПП, пожалуй, убыточен, как никакой другой, и обходится городскому бюджету очень дорого.
Выходы из этой, казалось бы, очень сложной ситуации есть.
18-го января на заседании комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле городской думы администрация Саратова вышла с предложением повысить с 5-ти до 7-ми рублей стоимость проезда в горэлектротротранспорте.
Пояснение зачитал по бумажке глава комитета по экономике Алексей Санников. Оно собственно, из года в год одинаково: повысились тарифы на ТЭР, запчасти и материалы. После повышения МРОТ опять-таки вырос фонд зарплаты на предприятии. Но существенно то, что даже повышение тарифа не сильно отразится на общем состоянии предприятия.
Себестоимость проезда одного пассажира, по данным МУПП «Саратовгорэлектротранс», составляет 8,8 рублей. Ну, минимум — 8,3 рубля. Повышение же до 7-ми рублей стоимости проезда — просто вынужденная мера. Оставлять стоимость билета на горэлектротранспорт на 5-ти рублях нельзя — тарифы на ТЭР и цены на запчасти действительно выросли. Однако и устанавливать тариф на уровне себестоимости «нецелесообразно». Потому как данный шаг, с одной стороны, «негативно отразится на социальной обстановке в городе», с другой — снизит объем пассажироперевозок, уравняв в цене юркие маршрутки и медленные, как динозавры, трамваи-троллейбусы. Как результат — остановились на 7-ми рублях, тем более что и предельный тариф на пассажироперевозки в горэлектротранспорте установлен на уровне 7-ми рублей. Выше крыши все равно не прыгнешь.
Впрочем, предприятие не особо страдает от разницы между тарифом и себестоимостью проезда на человека. Разницу эту компенсирует областной бюджет. В данном случае эта разница составляет 1,8 рубля. Область готова компенсировать разницу в 1,3. На компенсацию в бюджете заложено 128,6 млн рублей. И область, и МУПП с этой цифрой пока согласны.
Другое выяснилось в ходе заседания комиссии: как ни повышай тарифы на проезд, долги предприятия будут только расти.
Согласно расчетам МУПП «Саратовгорэлектротранс», при повышении тарифа примерно на 100 тысяч человек вырастет количество льготников, пользующихся социальными проездными. При этом продажа более доходных гражданских, студенческо-ученических и т. п. проездных упадет на 147 тысяч штук. Еще серьезнее увеличение тарифа скажется на продаже разовых абонементных билетов. Их, по сравнению с 2005 годом, продадут меньше на 6,8 млн штук.
При этом при увеличении тарифа ожидаются непокрытые убытки в 118,1 млн рублей, возникающие из разницы затрат на производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выручки от реализации всех видов проездных. Если учитывать, что все эти расчеты велись не по нормативному тарифу в 8,8 рублей, а по «сниженному» — в 7 рублей, — то размер непокрытых убытков увеличивается еще на 74 млн рублей. В результате после увеличения тарифа долги предприятия вырастают еще на 192,1 млн рублей. И это при том, что по итогам 2006 года кредиторская задолженность МУППа составляет 138,7 млн рублей.
Как при этом расценивать слова из финансово-экономического обоснования проекта решения, подписанного Алексеем Санниковым — «принятие данного проекта не предполагает какого-либо дополнительного финансирования», — непонятно.
Зато становится понятным заключение контрольно-счетной палаты городской думы, в пункте 6 которого записано: «установление предлагаемых тарифов ведет к банкротству предприятия».
Упаси бог говорить о том, что городская власть намеренно подводит МУПП под банкротство! Конечно, это не так! Тем более что ее представители на каждом углу говорят о необходимости развития горэлектротранспорта как наиболее экологичного и дешевого транспорта.
Износ автопарка предприятия составляет 98 %. Городской программы, позволяющей участвовать в федеральных программах по обновлению изношенного автопарка, до сих пор нет. Как нет и схемы движения общественного транспорта. Про комплексную транспортную схему, разрабатываемую уже несколько лет, в этом году тоже придется забыть — из-за нехватки всего 2-х млн рублей.
Городская власть не готова пока и сократить число маршруток и автобусов, двигающихся по параллельным трамвайно-троллейбусным маршрутам. А результат «параллелизма» — наполняемость трамваев-троллейбусов на чуть менее 40 процентов. Например, маршрут движения трамвая № 3 дублируют 18 (!) автобусов. Отняв маршруты, по которым движутся автобусы большой вместимости (№№ 11, 53, 6), получаем основную часть «дублеров» — частные маршрутки.
Понятно, что просто так в одночасье сократить число маршруток нельзя. Хотя бы потому, что, по данным директора МУППа Роберта Винькова, для перевода пассажиропотока с одного вида транспорта на другой требуется около 70-ти млн рублей. С одной стороны, деньги большие, но с другой — МУПП от этого «параллелизма» ежегодно теряет до 50 процентов своих доходов (в 2005 году — 132 млн рублей).
Подведем итог. «Параллельные» маршрутки не способствуют уменьшению себестоимости проезда и тарифов, а, скорее, наоборот. В условиях, когда город минимально участвует в оздоровлении предприятия, ситуация превращается в замкнутый круг.
И пока радует только позиция городских депутатов. Нет, они, конечно, примут предложенное повышение тарифа, однако ситуация с МУППом их, что называется, «зацепила»… Будем надеяться, что всерьез и надолго…
Денис Проклов