Квартира у меня есть; образование тоже, слава Богу; сельским хозяйством не занимаюсь, а вот о здоровье заботиться пришлось. Да не о своем, а о детском: сначала родила ребеночка, а потом пришлось с ним по врачам побегать. Таким образом, близко познакомилась с явлением под названием «Национальный проект "Современное здравоохранение"». Знакомство получилось сомнительным.
Для начала мне, как беременной, надо было проделать простенькую операцию — встать на учет в женскую консультацию. Подумаешь, сложность — прийти на прием к врачу! Но я поверила на слово чиновникам от медицины, что теперь женщина вправе выбирать, где ей наблюдаться, и решила этим правом воспользоваться. Дело в том, что в консультацию по месту жительства мне неудобно добираться. Но в поликлинике, до которой всего десять минут пешком, меня не ждали. Родовой сертификат, который я им должна была принести, никого не заинтересовал, и меня отправили восвояси. Тогда я решила выбирать не удобство, а качество, и после совещания со знакомыми медиками остановилась на еще одном лечебном учреждении, для которого общение с беременными было факультативным. Но тем не менее сертификаты там оформляли. И там повторилась та же история — сертификат воспринимали как не очень важную бумажку, которая приносит маленькие деньги. Вот что мне сказала врач: «Мне вас наблюдать не меньше 3-х месяцев, и как что мне эти 2 тысячи на зарплату, которые еще надо разделить с акушеркой?». Гораздо больше ее интересовал работающий страховой полис. Но с ним у меня оказалось все в порядке, и в результате мне удалось ее уговорить заняться мной. Кстати, наблюдали меня на совесть, но за это я благодарна лично врачу, а не условиям, созданным государством.
Когда подошло время рожать, снова встал вопрос выбора. Роддомов не так уж много, но тобою-то будет заниматься конкретный врач, а не медучреждение в целом! Его-то и надо найти! И тут тоже выяснилось, что в роддомах врачей (именно врачей, а не администрацию) сертификаты тоже не интересуют. А интересуют живые деньги. Предусмотрительные люди — как и до начала нацпроекта — договариваются с врачом о сумме заранее; стоимость услуг, кстати, больше стоимости сертификата — от 7-ми тысяч рублей. Непредусмотрительным, как и в предыдущие годы, намекают непосредственно перед родами: мол, дело важное, а личной заинтересованности нет… И видя, как врачам приходится вкалывать, даже не осуждаешь их за это. В конце концов, те, кто не платит, получают ту же медицинскую помощь, но не получают того внимания, какого хочется каждому на больничной койке. В общем, вместе с ребеночком выдали мне на память о пребывании в роддоме розовый листочек — корешок от родового сертификата, как напоминание о бесполезной заботе государства.
Можно было бы на этом поставить точку, если бы не необходимость регулярного посещения врачей в детской поликлинике. Ни реконструкции старого рассыпающегося здания, ни нового оборудования, ни санитарного транспорта там и не ожидалось. Это в нацпроект входит лишь постольку, поскольку участковым педиатрам и их медсестрам подняли зарплату. Предполагалось, что на новые зарплаты потянутся молодые специалисты. Ничего подобного: несмотря на то что наша поликлиника расположена в центре города, ни одного нового врачебного лица в ней не появилось. Да и старые никуда не делись: там есть участковые, которые работали еще тогда, когда я сама была младенцем. Вид у них стал более довольный, но и только. К концу года эти выплаты принесли не слишком приятный сюрприз для пациентов: чтобы сохранить выплаты, и врачи, и медсестры должны были пройти обучение. Но поскольку от работы на участке их никто не освобождал, то чтобы совместить оба дела, стали менять расписание. Теперь представьте: приходите вы с ребенком на прием, а приема нет, поскольку расписание изменили из-за учебы врача. Только запомните и приспособитесь к новому расписанию, как его снова меняют: теперь медсестра пошла на учебу. Естественно, восторга это не вызывает.
Впрочем рассказывать о том, какие милые сюрпризы регулярно готовит нам наше здравоохранение, можно долго. Например: сдать анализы — целая проблема. Их не только принимают лишь 1 час с самого утра всего два дня в неделю, но еще и по записи — только 25 человек в день. Кто не успел — сами понимаете… Или вот еще: 90 процентов новорожденных нуждаются в массаже и в нейросонографии (УЗИ головного мозга). Но получить эти услуги по страховому полису в первые два месяца жизни ребенка невозможно. Дело в том, что проводятся они опять же по предварительной записи, которая идет на полтора-два месяца вперед. А в первый год жизни каждый день на счету, промедление чревато серьезными последствиями. Так что и тут без платных услуг не обходится.
В общем, отчеты чиновников и их статистика — одно, а реальная медицинская помощь — совсем другое. Так было и так будет. Кстати, о статистике. В какой нацпроект и когда, интересно, запланируют компьютеризацию медицинской статистики? Ведь с ума можно сойти, сколько различных журналов учета заполняют несчастные врачи! И еще бегают по коридорам, друг у друга журналы отнимают, чтобы успеть все данные внести. И это в век, когда от бумажной документации повсеместно отказываются! Конечно, научить 70-летнего врача основам работы с Excel, наверное, невозможно. Но ведь запланировано обновление кадров…
Василиса Соловьева