Русский язык богат пословицами и поговорками. На каждый случай из жизни обязательно находится подходящая. Вот и для ситуации в Саратовском, да, наверное, и других регионах, с ЖКХ очень хорошо описывается этой поговоркой.
Самый наглядный пример — ситуация с выбором формы управления жилыми домами. Жилищный кодекс РФ вступил в законную силу аж в марте 2005 года. Именно с этой даты собственникам был отдан флаг в руки: выбирай форму управления — не хочу. Как показала практика, жителей, захотевших это сделать, оказалось единицы. Остальные, в силу правовой безграмотности и природной лени, грубо говоря, курили бамбук. Чем не преминули воспользоваться отдельные личности, быстренько организовавшие и «свои» ТСЖ, и «свои» управляющие компании.
В этой ситуации не переставала удивлять позиция власти. Причем власти любого уровня — государственной, региональной или местной. Она, родимая, после принятия Жилищного кодекса от выбора формы управления многоквартирными домами фактически устранилась: и бултыхайтесь, дорогие жители, в коммунальном д…, как хотите. За что сегодня жестоко расплачивается, получая многочисленные жалобы о нарушениях прав собственников и полным хаосом в коммуналке.
Конечно, критиковать власть в любые времена было любимой забавой россиян, но в этой ситуации государство и муниципалитеты могли и себе, и населению серьезно облегчить решение проблемы с выбором формы управления. Достаточно было сделать самую малость — хотя бы разъяснить жителям, что такое Жилищный кодекс РФ и с чем его едят.
Впрочем, не исключено, что бездействующая власть преследовала далеко идущие планы: население пассивно, форму управления не выбирает, значит, ждем 1-го января 2007 года и выбираем управляющие компанию за них. Сами. И волки сыты — реформа ЖКХ все-таки идет, и овцы целы — в коммуналке остаются «свои» люди. Вице-спикер областной думы Леонид Писной на недавнем круглом столе по реализации Жилищного кодекса РФ, кстати, косвенно подтвердил этот вывод, отметив со ссылкой на муниципалитеты, что местной власти откровенно невыгодно самоопределение граждан.
Как бы то ни было, но 1-е января 2007 года прошло, и власти основательно взялись за выбор формы управления. В Саратовской области была организована Ассоциация управляющих компаний, в облдуме прошли уже два круглых стола по реализации ЖК.
Последний из них, состоявшийся 17-го января, показал, насколько по-разному власть и население понимает реформу ЖКХ. Первая настоятельно рекомендует муниципалитетам как можно быстрее закругляться с собственниками и переходить непосредственно к конкурсам по выбору управляющих компаний (которые, как известно, будут проводить муниципалитеты), завершив их проведение до отопительного сезона. Областной министр строительства и ЖКХ Дмитрий Федотов по такому случаю готов в кратчайшие сроки (за месяц) подготовить пакет типовой документации по конкурсу.
Общественники же не без оснований заявляют, что навязывание муниципалитетом управляющих компаний — все равно, что «добровольно-принудительно» загонять в ТСЖ. Ни от тех, ни от других избавиться потом невозможно, хотя закон и прописывает такую процедуру. А потому предлагают власти продлить самоопределение собственников.
Как ни странно, но такой же позиции придерживаются и внезапно очнувшиеся депутаты городской думы Саратова. Как выяснилось в ходе заседания круглого стола, они даже готовы наконец-то взяться за разъяснение населению всех тонкостей Жилищного кодекса, гарантируя при этом, что в городе больше не будут создаваться «принудительные» товарищества собственников жилья.
И возможно даже, что эта работа не ограничится созданием в горадминистрации межведомственной комиссии, заседающей раз в две недели. Не исключено, что будет создано некое подразделение, куда смогут придти все желающие и задать любые вопросы по поводу выбора формы управления. А еще комитет по имуществу готов в течение месяца опубликовать пакет документов, необходимый для выбора формы управления и последующей регистрацией. Если это действительно будет сделано и сделано для жителей, а не для отчетной галочки, администрации можно будет поставить памятник на центральной площади города.
А если реализуется еще одно предложение депутата Шельпякова, озвученное на заседании комиссии по МСУ, то городскую власть вообще можно будет внести в анналы истории. Дело в том, что муниципалитет на протяжении всего времени действия нового Жилищного кодекса РФ технично забывал о том, что он тоже собственник жилья (а именно — неприватизированных квартир). А значит, он тоже может выступать инициатором проведения общедомового собрания и, собственно, выбора формы управления. Муниципалитету это даже нужно делать, потому как ему и проще и дешевле будет сорганизовать остальных собственников, провести собрание и помочь с регистрацией того же самого ТСЖ.
Остается надеяться, что депутаты Саратовской городской думы действительно готовы помочь собственникам определиться. В противном случае годовая отсрочка не даст ничего, кроме усугубления кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве города. После этого вытаскивать коммуналку из одной части тела (эти слова, со ссылкой на областного депутата, были приведены на заседании комиссии по МСУ) будет гораздо дольше и дороже.
Соня Фернштейн