По слухам, на этой неделе губернатор Саратовской области Павел Ипатов будет докладывать президенту России о положении дел во вверенном ему регионе. На эти же дни, по сведениям «СаратовИнформ», намечены и доклады президенту губернаторов Тверской и Волгоградской областей.
Попытки определить, что объединяет эти регионы трех разных округов — ведь не просто же так их руководителей вызывают в одно место в одно время, — позволяют сделать достаточно неожиданные выводы. Которые связаны отнюдь не с социально-экономическим положением областей.
Анализ основных показателей исполнения консолидированных бюджетов свидетельствует о том, что все три региона мало чем отличаются друг от друга. Особенно Саратовская и Волгоградская области, где численность населения сопоставимы. Ну выше в Волгоградской области пресловутая бюджетная обеспеченность на человека по бюджетным доходам на 3 тысячи рублей! Ну больше тратит Волгоградская область на «связь и информатизацию», на охрану окружающей среды и по статье «общегосударственные вопросы»! Все остальное — то же самое. Без прорывов.
Тверская область по уровню бюджетной обеспеченности, которой сейчас меряется отношение центра к региону, выглядит чуть получше. Но отнюдь не потому, что получает больше денег из Москвы. Удельный вес безвозвратных перечислений из федерального бюджета в общем объеме доходов Тверской области даже меньше, чем у Саратовской процентов на пять. Просто населения в Тверской области меньше на миллион, а собственных доходов при этом на каждую из живущих душ в регионе зарабатывается больше, чем в Саратовской и Волгоградской областях. Колебания от 11-ти до 15-ти тысяч рублей бюджетных доходов на душу населения никакой погоды в социально-экономической политике, конечно, не делают. И говорят они только о том, что в рамках таких цифр бюджетной обеспеченности находится как минимум половина регионов России и большинство в Приволжском, Южном и Центральном округах.
Процентное отношение государственного и муниципального долга к консолидированному бюджету и в Саратовской, и в Волгоградской, и в Тверской областях сопоставимы и между собой, и, опять же, с большинством областей страны. Зачем тогда президенту в одну неделю потребовалось вдруг приглашать к себе в кабинет трех губернаторов территорий с похожими, условно депрессивными экономиками? Один формальный повод для серьезного разговора президента и двух губернаторов, правда, есть. Это бардак, связанный с разделением власти в областных городах.
И Тверская, и Волгоградская области отметились в 2006 году в политической истории страны конфликтами губернаторов с мэрами. По многочисленным сообщениям СМИ, в Тверской области половина городских депутатов обвинялись в том, что за взятки проголосовали за повышение тарифов ЖКХ.
Волгоградские городские депутаты находятся в конфликте с губернатором Максютой из-за земельного вопроса. И здесь тоже есть и уголовные дела, и обвинения в коррупции. И в том, и в другом случае СМИ и эксперты видят желание губернаторов посадить на пост мэра своего человека. И в том, и в другом случае в противостояние замешаны силы партии власти «Единой России». Причем развитие конфликтов свидетельствует о том, что позиция губернаторов самостоятельна и не во всем совпадает с первоначальными интересами «Единой России». На этом конфликтные совпадения заканчиваются, и начинаются индивидуальные особенности.
Николай Максюта и Дмитрий Зеленин — очень разные люди. Максюта недавно отметил десятилетие своего управления Волгоградской областью. Он приходил в кресло первого лица три раза в ходе выборов и является одним из последних в стране представителей «красных губернаторов». В Волгоградской области не первый месяц прогнозируют досрочную отставку губернатора. Накануне выборов в Государственную думу и президент, и «Единая Россия» вряд ли осмелятся оставить на посту первого лица области коммуниста. А мотивировать уход Максюты с политической арены вполне можно пенсионными почестями.
Зеленин — из губернаторов путинской волны власти, пришедших «поднимать территории» и показывать себя в политике; из большого бизнеса. Топ-менеджер «Норильского никеля» Дмитрий Зеленин — политик очень коньюнктурный и плохо идентифицируемый. Губернатор Тверской области может позволить себе выступить на радио Свобода с весьма свободолюбивой критикой чиновников, управляющих страной, и в то же время его не устают критиковать — и за патронат молодежного движения «Наши», и за попытку организовать дискуссии в партии «Единая Россия», членом Генерального совета которой он является. В этой загадочной позиции «свой среди чужих, чужой среди своих» Зеленин, кстати говоря, вполне может являться закрытой до времени фигурой возможного преемника Владимира Путина.
Судя по последним событиям во французском Куршавеле — где в прошлом коллега Зеленина по Норникелю, олигарх Прохоров на днях попал в громкий полицейский скандал, — Зеленина кто-то, знающий о такой возможности, сильно подставляет. Потому что просто банальным интересом обывателя к чужой жизни невозможно объяснить то, что российские СМИ подозрения французских полицейских раздули до главных событий дня. Дело в том, что у Зеленина, говорят, есть в Куршавеле своя собственность. А еще незадолго перед этим в российские средства массовой информации как-то невзначай «просочились» сведения о том, что Зеленин делится с французской милицией интересующими их сведениями о завсегдатаях Куршавеля. А в данном случае французскую милицию, вроде бы, интересовало: не является ли миллиардер Прохоров сутенером, поставляющим на международный рынок несовершеннолетних проституток?
То, что Зеленин связан с одной из кремлевских групп, ведущих борьбу за власть после 2008 года, подтверждает и тот факт, что знаменитая «Байкалфинансгрупп», которой на аукционе был передан «Юганскнефтегаз» Ходорковского, была зарегистрирована в Твери. Обострение скандальной обстановки вокруг Зеленина вполне может быть истинной причиной его грядущей встречи с президентом. И выходом из нее возможна отставка с поста губернатора Тверской области. Скорее всего, вверх по политической лестнице.
Предположительная скоропостижная отставка двух губернаторов делает возможной и отставку губернатора Саратовской области Павла Ипатова. Формальная причина для этого тоже есть. В конце 2006 года наконец завершились процедуры по укрупнению и созданию огромной структуры, которая сейчас будет ведать атомной энергетикой в России. Достойно представлять интересы этой структуры на международной арене под силу единственному человеку, не только сведущему в атомной энергетике, но являющемуся ценителем дорогих вин, изысканного стола и костюмов от ведущих модных домов. И то, что на сегодняшний день он является губернатором одного из регионов страны, новому назначению не помеха.
Нарисованный сценарий исхода возможных встреч президента России с губернаторами весьма фантастичен. Но, с другой стороны, при всей своей надуманности он как-то более вдохновляет, чем банальное предположение о том, что президент просто встретится с губернаторами и скажет им, что удовлетворен весьма незавидной жизнью людей в подведомственных им регионах.
Ольга Копшева