Телефоны для связи
Статьи
Модернизация с душком
28 ноября 2010, 18:28

Ну что ж, опять мы с забот местечковых, региональных переключимся на дела масштабные, государственные. Сейчас, пока старые проблемы остались в прошлом году, а новые еще не успели появиться (хроническое похмелье не в счет), пожалуй, самое время поразмышлять о судьбах если не всего человечества, то хотя бы страны, в которой мы с вами живем. О ее путях, бедах и перспективах. А путей у России, по большому счету, два. Либо сможет она вылезти из той… дыры, в которую попала энное количество лет назад, либо не сможет и останется там навсегда. Люди знающие, пусть и с известной долей оптимизма, все-таки считают, что сможет. Правда, придется постараться. Причем не президенту Всея Руси (хотя ему тоже по сценарию отводится достаточно серьезная роль), а нам — простым россиянам. Точнее не простым, а думающим или хотя бы чувствующим.

Доклад научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст» назывался многообещающе: «Станет ли Россия новым экономическим гигантом? Перспективы и альтернативы», ни больше ни меньше. Главную мысль этой работы, подкрепленной графиками, диаграммами и таблицами с экономическими выкладками, можно свести к следующим выводам. Сейчас страна стоит на пороге модернизации. Проекта существует два: «модернизация снизу» с упором на «частную инициативу» и «модернизация сверху», то есть под чутким руководством государства. Если мы пойдем, а точнее, если сможем пойти, по первому пути, — будет нам счастье. Если же страна и дальше продолжит идти по пути второму, на который, собственно говоря, уже ступила, то… Нет, конечно, хуже, чем есть, вряд ли будет, но и лучше тоже. Но это — теорема, а теперь перейдем к доказательствам.

По словам Евгения Ясина, не самого последнего человека в отечественной экономике, в настоящее время Россия занимает первое место в мире по территории и природным богатствам и 7-8-е по численности населения. По общему объему ВВП (валового национального продукта, — не путать с Владимиром Владимировичем Путиным!) мы 9-10-ые, а по ВВП на душу населения — 36-е по официальным данным и 43-е по оценкам самого Ясина. Так что расти бы нам еще и расти, но…

Факторов роста в рыночной экономике Евгений Григорьевич выдел пять. Из материальных — трудовые ресурсы, природные ресурсы и капитал, а из нематериальных — институты и культура. Все они — потенциальные «источники развития». «Пройдемся» по каждому в отдельности. С трудовыми ресурсами, как оказалось, в стране напряженка. По не очень утешительным, но достаточно предсказуемым прогнозам Ясина, через 20 лет население России сократится примерно до 100-120 миллионов человек. Это значит, что «такого фактора, как избыточные трудовые ресурсы, которыми мы распоряжались до последнего времени и на котором в значительной степени был основан рост экономики Советского Союза, больше не будет». Вывод № 1: первый «источник развития» отпадает.

Что касается природных ресурсов, то они, по Ясину, хоть и являются нашим «конкурентным преимуществом», но все же не смогут сделать Россию экономическим гигантом. Так уж сложилось, что при той нездоровой обстановке в стране, которая имеет место быть, доходы от природных ресурсов либо просто «бесполезны», так как большей частью идут в стабфонд, либо «в качестве ренты присваиваются некоторым количеством людей, причастных к движению финансовых потоков». Вывод № 2: «только на природные ресурсы модернизация опираться не может».

Капитал, по мнению Ясина, не является для нас ограничением. То есть деньги в стране есть — и свои, и заемные. Но… «Колоссально растут иностранные инвестиции и медленно растут отечественные. Это говорит о том, что напряженные отношения между бизнесом и властью, несмотря на все демонстрации взаимной любви и доверия, сохраняются». Вывод № 3: «капитал может работать только в том случае, если будут соответствующие предпосылки».

Дальше труднее, потому что нематериально. В качестве четвертого фактора роста экономики Евгений Григорьевич назвал институты, то есть «правила игры, некие нормы — формальные (законодательные) или неформальные». С нормами в стране тоже туговато: «Важно создавать институты, которые благоприятны для развития, которые обеспечивают верховенство закона, принуждают к его исполнению. Без них невозможна высокая деловая активность. Пока с этой задачей государство не справляется. Мало того, у меня такое впечатление, что оно и не старается справиться. Потому что оно использует методы в борьбе со своими оппонентами такие же, как и применяют сами оппоненты». С выводом № 4 пока подождем.

И наконец, последний фактор — культура. Вот тут совсем грустно. До недавнего времени я, пожалуй, смогла бы объяснить, что такое культура: совокупность ценностей, моральных норм и т. д. (как один из вариантов). Ясин заставил задуматься еще об одном: «культура связана с уровнем солидарности, уровнем доверия, уровнем гуманности — со склонностью прийти на помощь друг другу». Как у нас с солидарностью, доверием и гуманностью? Вопрос, наверное, риторический… Евгений Григорьевич сформулировал его по-другому: «Будем мы или не будем менять культуру? Это не делается по команде Путина. Каждый должен посмотреть на себя и решить, что в чем-то нужно менять поведение». Сложно? Бесконечно. Тяжело? Безмерно. Но… Вывод №4-5: «институты и культура требуют довольно больших инвестиций, но, в конечном счете, они играют решающую роль».

Теперь снова вернемся к проектам модернизации. В первом случае — «модернизация снизу» — в основе лежат либеральные реформы, и ставка делается на институты и культуру. По Ясину, это единственный оставшийся для нас шанс: «Мы добьемся улучшения жизни, только если сможем победить самих себя».

«Модернизация сверху», которая, собственно, сейчас превалирует, опирается на природные ресурсы и капитал: «Мы должны стать энергетической сверхдержавой» и т. д. и т. п. По мнению Ясина, успеха на этом пути мы не добьемся: «Просто мы кем были, тем и останемся. Это хождение по той же дорожке, по которой мы ходили. На ней обязательно самодержавие, государственный деспотизм, власть чиновников и так далее. Но одновременно условная возможность заставить людей подчиняться. Первый проект предполагает свободных людей и творчество — только так могут реализовываться инновационные ресурсы нашего народа. На втором пути этого не удается».

P.S. Сказать, как и когда произойдет (не хочется говорить «произойдет ли») «переход на рельсы первого варианта», Евгений Григорьевич Ясин не смог. Да и вряд ли кто сможет. Слишком уж сложно признаться даже самому себе, что ты живешь как-то не так и надо что-то менять, а начать это делать — вообще почти нереально… Но все-таки очень хочется верить в силу или, если хотите, упрямство российского нрава. Должно же у нас в конце концов все получиться, несмотря ни на что…

P.S.S. Большая личная просьба: обсуждение на тему «Как саратовские журналисты встретили Новый год» и т. д. и т. п. перенести на другой форум. :-)

Юлия Аракчеева

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
70