О том, что российская энергосистема находится в стадии реформирования слышали, наверное, все, и что в РАО «ЕЭС России» идет реорганизация — тоже. Однако тонкости этого процесса, смысл его и цели до сих пор известны только людям, плотно этой проблемой занимающимся. Не знаю, насколько этот вопрос важен для простого обывателя и как эти процессы отразятся на его, скажем так, самочувствии, но журналистам — по сути профессии — интересно, к чему эта реорганизация ведет, во что она в итоге выльется и вообще зачем и кому все это надо...
В середине декабря редакция «СаратовИнформ» провела видеоконференцию с президентом института энергетической политики РФ Владимиром Миловым, который считает, что отрасль электроэнергетики постепенно становится убыточной, а все разговоры о том, что ее реформа идет, — это всего лишь усиленно поддерживаемая иллюзия. По мнению Милова, который является одним из разработчиков того варианта реформы, что и был в конце концов одобрен правительством РФ, пока можно назвать лишь один итог — произошло разделение вертикально интегрированных АО-энерго в системе РАО.
Менеджер проекта по реорганизации РАО «ЕЭС России» Владимир Волик, которого мне довелось слышать в Москве на семинаре клуба региональных журналистов «Из первых уст», на промежуточные итоги энергореформы смотрит более оптимистично, выделяя роль законодательной базы. По его мнению, очень важно отметить внесенные изменения в ФЗ «Об акционерных обществах», которые упрощают пропорциональное распределение всех активов РАО между акционерами. Грубо говоря, поправки позволяют акционерам РАО во время реорганизации не потерять свои акции, а расширить пакет за счет акций, выделенных из РАО генерирующих компаний. Но обо всем по порядку.
Владимир Волик начал свою речь с того, что реорганизация отечественной энергосистемы должна закончиться тем, что в 2008-ом году РАО перестанет существовать как юридическое лицо. А все его активы будут пропорционально распределены между прежними акционерами. Это означает, что нынешним акционерам РАО «ЕЭС России» будут переданы акции всех генерирующих компаний, федеральной сетевой компании (ФСК), системного оператора рынка и т. д. Этот первоначальный расклад потом частично может быть изменен за счет перепродажи акций и допэмиссий, но эти тонкости пока недостаточно проработаны.
Сейчас гораздо важнее понимать, что структурная реформа проводится в три больших шага.
Шаг первый практически во всех регионах страны уже сделан. Он подразумевает разделение вертикально интегрированных АО-энерго на генерирующие, сетевые и сбытовые компании. В Саратовской области этот процесс выразился в том, что привычное, долгие годы отвечающее «за всю энергетику» ОАО «Саратовэнерго» разделилось на три структуры. В Волжскую ТГК ушли тепловые электростанции и теплосети. И она считается компанией генерирующей. Волжской МРК отошли электропровода, подстанции и прочее сетевое хозяйство ОАО «Саратовэнерго». А за оставшимся в обиходе привычным названием «Саратовэнерго» теперь функционирует сбытовая компания, закупающая электроэнергию на оптовом рынке.
Шаг второй подразумевает горизонтальную интеграцию и будет выражаться в создании крупных генерирующих и сетевых компаний. По сути, этот шаг в Саратовской области тоже уже сделан. А выразился он во вхождении в Волжскую ТГК генерирующих компаний соседних регионов (Самара, Ульяновск, Саратов, Оренбург). Правда, юридически этот факт будет закреплен в только марте 2007 года. Аналогичный процесс произошел с сетевыми компаниями, которые объединились в Волжской МРК.
И наконец, шаг третий — ликвидация аффилированности между выделенными компаниями. Они должны стать абсолютно независимыми друг от друга и от руководства РАО. На этом этапе РАО «ЕЭС России» перестанет управлять отраслью, передав эти функции государству. Каким конкретно органам — федеральным или независимым — передаст государство ответственность за управление, будет известно не ранее начала 2007 года. Но система, когда государство «присматривает» за электроэнергетикой из кресла члена совета директоров РАО, будет разрушена.
Как эта глобальная реорганизация электроэнергетики отразится на нашем Саратовском регионе? Не так давно генеральный директор Волжской генерирующей компании Василий Никонов, встречаясь с журналистами, подтвердил, что местным энергетикам приходится перестраиваться под давлением глобальной реорганизации. Но волноваться журналистам, а тем более обывателям не стоит. Какой бы масштабной ни казалась реорганизация РАО ЕЭС, она никак не повлияет на производственную деятельность Волжской ТГК. Поменяется лишь состав акционеров. «СаратовИнформ» сообщал уже, что летом 2007-го года (после завершения корпоративной процедуры присоединения нескольких региональных генерирующих компаний) ВоТГК планирует разместить свои акции на биржах.
Перемены для ОАО «Саратовэнерго» выразятся в том, что в 2007 году РАО намерено продать его наряду с другими сбытовыми компаниями, а вырученные средства вложить в развитие федеральной сетевой компании. По словам менеджера РАО Владимира Волика, «есть такое предложение», чтобы сбытовые компании перешли в частные руки, так как государству они не нужны, и в их капитал оно входить не будет.
В продаже «Саратовэнерго» частным лицам ничего страшного на самом деле нет. Сбытовые компании могут создавать даже местные власти. Или они могут становиться межрегиональными. Их роль, по сути, состоит в том, чтобы внятно доносить до потребителя свою эффективность. Эффективность обеспечивается покупкой на рынке более дешевой электроэнергии. Стремление к эффективности формирует только конкуренция сильных игроков.
То же самое можно сказать и о территориальной генерации, которая фактически будет принадлежать конкретным акционерам. Они должны быть заинтересованы в развитии этой генерации по определению. Потому что никто не может исключить прихода в Саратовский регион другой ТГК, которая решит построить здесь что-то новое, более современное и гибкое.
Охотно предположу, что у меня, вероятно, не получилось заинтересовать простых обывателей всей прелестью реорганизации, задуманной энергетиками. Тем более что и представители РАО, и представители ВоТГК едва ли не хором заклинали, что «карман потребителя» будет меняться независимо от того, есть еще РАО в России или его уже нет. Но ограничить рост тарифов может только конкуренция. Которой без реформы нет и не предвидится.
Дина Болгова