Ольга Павлова, представляющая в Саратовской областной думе интересы саратовского губернатора, ушла в минувшую пятницу с заседания комитета по госстроительству, не скрывая своего негодования. Она даже громко выразила его депутатам, не сумевшим собрать на заседание всех членов комитета. Ольга Павлова сказала, что они подвели губернатора, не сумев вовремя разобраться с двумя законопроектами с одинаковыми названиями — «О государственных должностях Саратовской области».
Судя по интонации всегда владеющего собой представителя, над губернаторской правовой разработкой нависла серьезная угроза. Между тем для губернатора Павла Ипатова очень важно, чтобы именно его вариант закона был принят думой, причем желательно сразу в двух чтениях. Так как два законопроекта с одним названием депутаты принять не могут, то альтернативный прокурорский придется либо отвергнуть, либо как-то совместить два в одном.
Вчера из информационно-аналитического отдела Саратовской областной думы пришел пресс-релиз о том, что с прокурорским законом активно работают. Сама прокуратура вносит в него какие-то корректировки. А отдел правового обеспечения деятельности думы продолжает доказывать депутатам, что и обновленный вариант не согласуется с законодательными актами области и противоречит федеральному законодательству.
Со стороны такой расклад, согласитесь, выглядит несколько странно. Как-то привычнее, что это прокуратура обычно хватает за руку слишком увлекшихся законотворческим процессом депутатов. Охолаживает их протестами, зовет оправдываться в суд, посылает своих представителей строго глядеть из-под бровей на народных избранников в ходе заседаний. Но особой загадки в создавшемся положении вещей на самом деле нет. И вовсе оно, такое положение, не означает, что кто-то в исполнительно-законодательной власти области, заручившись поддержкой кого-то еще более влиятельного, решил повести борьбу с не так давно назначенным прокурором за авторитетность. Все гораздо проще. И с законопроектом «О государственных должностях Саратовской области», и с более ранним «О противодействии коррупции в Саратовской области» депутаты областной думы борются в основном потому, что прокурорские наработки осложняют привычную жизнь чиновников.
Ну зачем саратовским чиновникам, в самом деле, эти вечные прокурорские подозрения в коррупции? А они лезут из каждой строчки законопроектов. Лезут робко, натужно, как трава сквозь асфальт, с тем же риском быть вытоптанной до того, как обретет жизнеспособность.
Нам — избирателям, обывателям, наблюдателям — никогда не понять, почему облдепам не согласиться с предложением прокуратуры обязать чиновников отчитываться за свои доходы и имущество не только перед своим кадровым управлением, но и перед налоговой инспекцией. Или что такого страшного в том, что замещающему государственную должность Саратовской области человеку предписывается не получать прибыль в бизнесе, не участвовать в его управлении и вообще держаться от него подальше. В конце концов, прописанные в законопроекте нормы ничем чиновнику не грозят. Вот недавно президент страны Владимир Путин интонировал милую обывателям мысль о том, что власть и деньги нужно разделить, но никто же не воспринял его буквально! А в саратовском случае получается просто какая-то провинциальная трусость и узость мышления!.. И традиционность, между прочим. Ни один закон в Саратовской области не написан четко, ясно, понятно и внятно. Ни при губернаторе Аяцкове, ни при губернаторе Ипатове. Ни первым созывом думы, ни нынешним третьим. По саратовским законам, никакого чиновника ни за что к ответственности призвать нельзя. Понятные только заинтересованным лицам бесконечные дополнения в законы «о себе любимых» напоминают переливание жидкости из емкости в емкость с единственно важной задачей — не просмотреть течь.
Вот и в нынешнем губернаторском законопроекте «О государственных должностях Саратовской области» смысл сводится к тому, чтобы расширить перечень должностей, которые предлагается отныне считать государственными. Делается это с двумя целями. На виду та, что привязывает денежное вознаграждение за их исполнение к губернаторской зарплате. Скрыта та, что ставит лиц, замещающих эти должности, в уязвимую позицию личного подчинения и преданности непосредственному руководителю и губернатору. Шаг влево, шаг вправо — и контракт будет расторгнут. И замещающий должность потеряет и достойную зарплату, и солидную прибавку к пенсии. О пенсиях для новых госдолжностей в законопроекте от губернатора написано много и подробно, но их надо заслужить как минимум двумя годами безупречной службы.
В прокурорском законопроекте таких тонкостей нет. Там госдолжности подразумевают ограничения, начинающиеся тревожными словами «обязаны», «не вправе». Такое наполнение законов депутаты областной думы практикуют для широких групп населения. А для узких, к которым относят и себя, они как-то не востребованы. И данный факт уже начал отличать депутатов саратовской областной думы от депутатов саратовской городской. Там нет-нет, да и начнется серьезный разговор о том, чтобы отменить для народных избранников все и всяческие доплаты к пенсиям. Однажды за данный революционный для Саратова шаг даже голосовали. И «за» поднялись полтора десятка рук. Остальные объяснили свое «против» тем, что решение нынешние небедные депутаты вольны принимать только для думы нынешнего созыва, но в законе о доплатах к пенсиям, кроме них, далеких пока от пенсионного возраста, есть уже пенсионеры, а также работники аппарата, которые получали не такие уж большие доходы.
Областных депутатов всякие разные клерки волнуют меньше всего. По большому счету, как раз их зарплатами и пожертвовали, пытаясь выполнить решение Верховного суда о приведении оплаты труда чиновников Саратовской области в соответствие с федеральным законодательством. Как написал на форуме сайта «чиновник» (а мы проверили, это действительно чиновник), зарплата консультанта по новому закону будет равняться со всеми надбавками 8-ми тысячам рублей. А по старому этим средним должностям платили 11 тысяч. И привилегии в форме ежегодных путевок консультантов и специалистов не успокаивают. Потому что эти должности живут от зарплаты до зарплаты. И 30 тысяч рублей в форме компенсации за путевку тратятся тоже в один месяц.
По большому счету, депутаты Саратовской областной думы не очень-то и виноваты в том, что без перерыва улучшают до абсурда условия жизни чиновников на должности и на пенсии. Это российская тенденция нового времени. И это она неправильна. Потому как солидный пенсион чиновникам назначался и в царское время. Но для его получения госслужащему нужно было прослужить не менее 35-ти лет, считая с 15-летнего возраста. Причем выслуженная пенсия платилась только с 60-летнего возраста. Но в случае смерти до его наступления пенсион назначался к получению семье чиновника. Такой продуманный к пенсионным благам подход заставлял чиновников беречь свою репутацию и совершенствоваться в службе. А нынешний, с двухлетним, да даже 15-летним сроком службы, провоцирует чиновников быть временщиками. Хотя некоторые из умеющих думать и считать уже начинают понимать, что пенсии, отличной от большинства населения, им не дождаться все равно. Дело в том, что число чиновников растет с какой-то поразительной быстротой. Только за 9 месяцев нынешнего года в России их стало на 270 тысяч больше. Как сказал недавно насмешливый Шендерович, ежемесячно прирастаем тридцатью тысячами. Пока, при благоприятных ценах на нефть, страна выдержала не только этот рост, но и увеличение их зарплат на 28 процентов по сравнению с предыдущим годом. Но так будет не всегда. Когда цены на нефть упадут, от зарплат огромной армии чиновников бюджет, конечно, не отвертится, но достойно содержать не менее многочисленные отряды состарившихся госслужащих государству вряд ли окажется по карману. И тогда чиновничий пенсион все равно отменят. Но сегодня за возможность его получать еще бьются.
Ольга Копшева