Телефоны для связи
Статьи
Куда пойдет протестный электорат
28 ноября 2010, 18:29

Несколько дней назад на сайте «СарИнформ» была размещена добротная статья Елены Шабановой «Мечтать не вредно», в которой автор попыталась проанализировать политическую ситуацию в регионе и сделать прогноз относительно предстоящих выборов в Саратовскую областную думу. Признавая высокую вероятность верности сделанных предположений, следует заметить, что автор прошла мимо одного весьма существенного фактора — поведения протестного электората и его влияния на результаты голосования Речь о той группе земляков, которая в разной ситуации и в разное время голосовала ранее «против всех». Именно эти избиратели в состоянии качественно изменить электоральную картинку результатов думских выборов и сделать все сегодняшние прогнозы несбыточными.

Протестное голосование на протяжении весьма долгого времени было явлением значимым для современной политики. К примеру, на выборах депутатов Саратовской городской думы, состоявшихся в марте этого года, против всех кандидатов проголосовали 7,69 % пришедших на выборы избирателей. Почти 7 % набрал Вячеслав Мальцев со своей «Народной волей». По мнению многих экспертов, Мальцев расколол протестный электорат, оттащив на себя часть тех, кто готов был проголосовать против всех. Таким образом, можно сделать смелое предположение, что на выборах депутатов Саратовской городской думы массив протестно настроенных избирателей, пришедших к избирательным урнам, составил около 10 % саратовцев, принявших участие в голосовании.

Привести аналогичные цифры протестного голосования по области в целом не представляется возможным, так как голосование по партийным спискам в марте этого года проходило только в областном центре. Протестное же голосование по одномандатным округам всегда было существенней, чем при голосовании по партспискам. Эта закономерность прослеживается практически на любых выборах. Изъятие из бюллетеней строки «против всех» навряд ли приведет к исчезновению группы протестно голосующих, впрочем, как и мотивов их специфического электорального поведения. Более того, можно предположить, что потенциальный уровень протестности может даже вырасти. Все дело в том, что наше население весьма болезненно относится к лишению его свободы выбора, по всей видимости, полагая, что сей факт является свидетельством неуважения. Вспоминается случай, произошедший на выборах депутатов городской думы прошлого созыва, когда власти дважды снимали Валерия Шикунова с избирательной дистанции и люди дважды голосовали против всех, не обнаружив в предложенном бюллетене ожидаемой фамилии. Так что протестное голосование — факт весьма существенный, который игнорировать нельзя.

Однако протест при голосовании может быть следствием не только проявленного неуважения, но и отсутствия достойных кандидатур. Сегодняшняя партийная поляна страны и региона весьма скудна и шаблонна. Выбор не только ограничен, но и в значительной части предопределен. И многие, очень многие в партийных списках не могут найти ту силу, которая вызывала бы у них доверие и симпатию.

Социологи уже зафиксировали рост избирателей, рассматривающих протестное голосование в качестве одного из вариантов поведения на избирательном участке. По данным Фонда «Общественное мнение», если в октябре 2004 года лишь 14 % респондентов заявили, что им когда-либо доводилось на выборах отдавать свой голос против всех кандидатов или партий, то в ноябре 2005 года — 23 %, а сейчас — уже 31 %. Тенденция тревожная. Она свидетельствует о том, что голосование против всех постепенно стало нормой, пусть и не всегда реализуемой. Было бы неправомерным прогнозировать снижение протестного голосования в связи с изъятием из бюллетеней строки «против всех». Вопрос лишь в том, как распорядятся своим голосом избиратели, настроенные высказаться таким образом. Можно предположить, что они не будут голосовать за партию или партии власти. Власть лишила их возможности свободного выбора. Маловероятно, что они проголосуют за коммунистов. Наши коммунисты все меньше представляются олицетворением здравомыслящей протестной силы. Так что остаются какие-нибудь пограничники типа ЛДПР и всевозможных правых. За них будут голосовать не потому, что они нравятся, а потому, что не нравятся остальные. А значит, элемент непредсказуемости весьма несущественен.

Конечно, можно предположить, что протестники вообще не пойдут на выборы и отсидятся дома, не испортив тем самым общей электоральной статистики. Однако верится в это с трудом. Если в марте практически 16 тыс. человек на городских выборах пришло и проголосовало против всех партсписков, то почему они должны отсидеться дома осенью следующего года, тем более что голосование, как и марте, будет проходить одновременно и по партийным спискам, и по одномандатным округам?..

Так что поживем — увидим. Время покажет.

Иван Долгов

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
21