Телефоны для связи
Статьи
Дефекты эффекта. Часть вторая. Подножка прокурору
28 ноября 2010, 18:28

Считать деньги в чужом кармане — удовольствие, прямо скажем, для избранных. Для мазохистов, например. Из тех, кто получает удовольствие от жгучего чувства зависти или от подкатившего приступа тяжелого гнева. Именно для того, чтобы не доставить этого удовольствия обывателям, точные данные о зарплатах чиновников очень редко попадают на страницы газет, а также в радио- и телеэфиры.

Это неправильно по самой сути гражданской службы в государствах, где чиновники являются нанятыми народом на службу менеджерами. Потому что нанимающая сторона всегда знает, сколько она платит и за что. А у нас получается, что государство в лице государственных служащих всегда готово живо поинтересоваться тем, сколько получает наниматель, а самому ему, нанимателю, так и норовит соврать.

Материальчик-то скандальненький. Недаром его потихоньку изымают из папок журналистов, которые приходят на заседания областной думы.

Несильно, но все-таки хоть сколько-нибудь шесть законопроектов прошлого заседания освещают подробности бухгалтерских начислений ежемесячных вознаграждений саратовским чиновникам. При ближайшем рассмотрении убеждаешься в полнейшей несправедливости и какой-то вкусовщине. Нельзя, точно нельзя допускать неподготовленных людей к таблицам даже просто с названиями должностей. Потому что одно и то же название еще ни о чем вам не скажет. Важно, в какую структуру вписано название и чем эта структура на самом деле занимается.

Вот, например, с недавних пор есть среди «высших должностей области» руководитель аппарата губернатора. А у него есть два первых заместителя с денежными вознаграждениями, соответствующими 67 процентам от денежного вознаграждения губернатора. Как может быть сразу два первых заместителя у одного руководителя, непонятно. Еще более непонятно, почему руководитель представительства губернатора и правительства в органах власти одновременно является первым заместителем руководителя аппарата, а руководитель представительства того же губернатора и того же областного правительства в правительстве РФ первым замом не является?

Без приставки «первый заместитель» стоимость этого чиновника на рынке госслужбы между тем довольно резко падает. Просто представитель правительства уже достоин только 54 процентов губернаторского месячного вознаграждения. Почему? Рылом не вышел конкретный человек, занимающий эту должность? Представлять Саратовскую область в правительстве РФ легче, чем в собственных областных органах власти? Представитель, обремененный приставкой первого заместителя, представляет область не только в региональных органах власти, но и в федеральных, кроме правительства РФ, разумеется? Сколько в конце концов правительству области надо представительств и где? И чем все эти руководители и заместители представительств занимаются за немаленькие деньги, которые им ежемесячно платят из областного бюджета? Полезла на официальный сайт правительства, чтобы выяснить ответы на эти вопросы. Ответов не нашла.

Нет ни должностных обязанностей, ни отчетов, аппаратные новости поисковик выбрасывает трехлетней давности. А вопросы все множатся. Заместители руководителей представительств почему вдруг встали в один список с должностями типа заместителя министра? И почему заместители представительств ценятся губернатором области, который внес данный закон, так же, как и заместители министров? Хотя что делает заместитель министра, понять и отследить достаточно несложно, а что делает заместитель руководителя представительства — тайна. Может, занят он какой-то подрывной работой? Ну, в смысле, секретной?

Ничего удивительного в возможности чиновника такого масштаба делать секретную работу на самом деле нет. Есть даже закон, подписанный президентом Путиным, о том, что чиновник должен получать ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Видимо, в работе заместителя руководителя представительства саратовского правительства в органах власти тайна присутствует, и ее оплата входит в размер обозначенного ежемесячного вознаграждения тысяч так в 25 рублей. В саратовском правительстве тайн вообще много и за них руководитель аппарата будет получать тысяч около 40 в месяц. По крайней мере, губернатор и некоторые депутаты настаивают на этом.

Руководитель аппарата Саратовской областной думы приравнен зарплатой к руководителю аппарата правительства. При этом объем задач и число подконтрольных людей и структур отличаются в разы. Более того, свои собственные аппараты есть еще и в каждом комитете думы, и зарплаты руководителей этих аппаратиков сопоставимы с зарплатами заместителей министра в саратовском правительстве.

Объяснить одним названием и одним типом работы такую классификацию мешают другие аппараты с разительно другими зарплатами. Например, оклад руководителя аппарата, уполномоченного биться за права человека, в области составляет по новенькому закону 4 тысячи 100 рублей. А руководители аппаратов большинства муниципальных образований области могут рассчитывать на ежемесячные оклады в какие-то 2,5-3,5 тысячи рублей.

Для более корректного сравнения нужно, конечно, учитывать, что в одном случае речь идет о суммированном денежном вознаграждении, а в другом — о предельных размерах должностных окладов, которые увеличиваются окладами за классный чин и ежемесячными надбавками не только за секретность работы, но и за выслугу лет и за «особые условия гражданской службы». А могут быть еще премии за выполнение особо важных и сложных заданий, просто денежное поощрение, материальная помощь...

Но в том-то и дело, что все эти утяжеляющие раза в три должностной оклад выплаты могут быть выплачены, а могут и не дойти до чиновников. Потому что используются как стимуляторы. А вот если депутаты областной думы в ближайшую среду примут закон «О государственных должностях Саратовской области», то некоторые из работников правительства и областной думы из этих «драконовских условий» перейдут в иные, гарантирующие высокий заработок, списки.

Собственно говоря, список этот и размер денежного вознаграждения депутаты уже утвердили, но фигуранты списка, для которых весь сыр-бор и затевался, спать спокойно пока не могут. Под напором депутата-коммуниста Алимовой заинтересованному думскому комитету не удалось (хотя очень хотелось) узаконить сразу в двух чтениях новые государственные должности Саратовской области. И после этого неожиданного голосования накануне Нового года между тремя органами власти в области назревает интрижная ситуация.

Приняв в двух чтениях закон «О денежном вознаграждении...», депутаты удовлетворили просьбу губернатора. Но на самом деле закон этот было принимать преждевременно. Потому что должности, перечисленные в нем рядом с вознаграждениями, еще не обрели законный статус. И может быть, уже не приобретут. Потому что перечень этих должностей закреплен только в одном из законов «О государственных должностях». А законов на самом деле два. С одинаковым названием, с одинаковым наименованием глав. Но написано в них про разное. Потому что один закон внесли в думу с подачи губернатора, а другой с подачи прокурора. И по регламенту (как объяснил депутат Пожаров) правильно либо оба закона принять к рассмотрению, либо один. Но нельзя на одном заседании принять прокурорский законопроект «к рассмотрению», а губернаторский — сразу в двух чтениях. Причем «к рассмотрению» принять тот, что внесли еще весной, а сразу в двух чтениях— свежеиспеченный. Потому что в этом случае тот, что был принят «к рассмотрению», рассматривать смысл отпадает.

Попытка надавить на депутатов аргументом, что когда законопроект-следствие принят, законопроект, устанавливающий исходные нормы, надо принимать автоматом, сорвалась. И должности, вместе с деньгами, уже заложенными в бюджет-2007, повисли в воздухе. И могут сорваться вообще. Потому что прокуроры ясно дали понять, что закон опротестуют. Авторы закона понимают, что шансы выиграть в суде у прокуроров есть. Но авторы надеялись, что пока спорный закон про зарплаты чиновников дойдет до Верховного суда, бюджет-2007 будет исполнен, и чиновники успеют получить обещанные им кругленькие суммы. А дальше... будет день — будет время для размышлений и нового законотворчества.

И вот теперь, когда конфликт вокруг законопроектов публично обозначен, депутатам Саратовской областной думы придется решать, кто им ближе — губернатор или прокурор? Уже в среду это покажет голосование по двум законопроектам с одинаковым названием. Но с разной сутью. Одна отражает прокурорский взгляд на государственных служащих области, другая — губернаторский.

(продолжение следует)

Ольга Копшева

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
66