Оговорюсь сразу: все, что написано в этой статье, не является попыткой всестороннего анализа сложившейся ситуации. Это всего лишь желание высказать собственную точку зрения на ситуацию, сложившуюся вокруг проведения открытого конкурса по выпуску и распространению «Саратовской областной газеты».
В самом конце прошлой недели состоялось заседание единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд министерства информации и печати Саратовской области, на котором были вскрыты конверты с документами, поступившие от потенциальных участников конкурса и озвучена информация о всех желающих издавать «Саратовскую областную газету» в следующем году. Таковых оказалось 4. Заявку от ОАО «РИК "Полиграфия Поволжья"» можно не принимать в расчет. Она выполняла функцию подстраховывающей компании. Так что реальных участников конкурса оказалось всего три: ООО «Редакция журнала "Промышленность Поволжья"» во главе с небезызвестным Сергеем Гришиным, ООО «Новый издательский дом» — сегодняшний издатель газеты, а также ООО «Губернский издательский дом» во главе с Надеждой Нестеровой.
По информации, практически сразу же опубликованной на сайте «Саратовбизнесконсалтинг», заявка ООО «Новый издательский дом» не была принята по причине допущенного нарушения правил проведения конкурса. На конверте с документами стояла печать «Нового издательского дома» и конкурсная комиссия посчитала, что была нарушена конфиденциальность тендера. Однако в самом протоколе заседания, размещенном на официальном правительственном сайте (http://www.saratov.gov.ru/goszakaz/newkon/0611143.html), информации об отказе в рассмотрении заявки не содержится. В протоколе указано, что «...представителям ООО "Новый издательский дом" указано на нарушение части 2 статьи 25 Федерального Закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требованиям конкурсной документации при оформлении конверта». Нарушение действительно существенно. Но не более того!
Приведем еще один немаловажный факт. Процедура определения победителей в ходе конкурса многоэтапная. Сначала, в соответствии с Законом, проводится заседание комиссии по вскрытию конвертов с документацией от участников конкурса, затем в течение 10-ти дней комиссия рассматривает поступившие заявки на участие в конкурсе, а на основании результатов рассмотрения заявок комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске. Это решение оформлено отдельным протоколом. Пока же на официальном сайте правительства, где размещаются все протоколы, такого документа нет. И уже после этого осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе и определение победителя. Кстати, в числе оснований для отказа в участии в конкурсе, обозначенных в статьях 11 и 12 уже упомянутого закона, никаких пунктов относительно оформления конвертов нет. Получается, что члены комиссии уж как-то очень поспешно озвучили свое решение, не оформив его даже протоколом, а по сути, так и не приняв. Интригующий момент. Значит, для такого поведения у некоторых членов комиссии были весьма существенные мотивы.
Теперь, собственно, о ситуации, которая складывается, и ее последствиях. Конкурс среди издателей — явление не только экономическое, но и политическое. Отстранение сегодняшнего издателя газеты, по сути, обрекает на победу ООО «Губернский издательский дом» в лице Надежны Нестеровой. Структура, по информации из многих источников, аффилирована с «АСТЭКОМ», тем самым, который не скрывает своей симпатии к местным коммунистам. Впрочем, коммунисты тоже не скрывают этого факта, по всей видимости, полагая, что деньги не пахнут и борьба за идею требует определенной сделки с совестью. Победа определена более низкой стоимостью издания газеты по сравнению с тем, что предлагает ООО «Редакция журнала "Промышленность Поволжья"» и ОАО «РИК "Полиграфия Поволжья"». Разница существенна — 700 тыс. рублей. Не будем рассуждать о заслугах или недостатках Надежды Нестеровой и Сергея Гришина. Люди эти в журналисткой среде известные. Гришин — как вечный издатель чего-то. Нестерова — как постоянно увольняемая из различных организаций. Как бы мы ни относились к Гришину, следует признать, что человек этот с газетным (и вообще издательским) бизнесом знаком. Нестерова, впрочем, тоже. Работала корректором в газете, затем носила Борису Шинчуку гранки тогда еще «Саратова — столицы Поволжья». А потом пыталась издать телефонный справочник предприятий Саратова. Что ни говорите, а опыт тоже немалый.
Однако вернемся к теме. Переход права издания официальной газеты к астэковской структуре будет означать очередной нешуточный скандал. Несколько месяцев назад, когда по результатам конкурса АСТЭК купил типографию на Вишневой, недовольство этим фактом высказали как в администрации полпреда, так и в администрации президента. От Ипатова тогда потребовали вернуть любыми способами типографию, печатающую районные газеты, в государственную собственность. Попытки такие Ипатов предпринял, но они оказались безуспешными. Только что купленная типография была перепродана одной из астэковских структур, в результате чего отобрать ее назад, по закону, уже было нельзя. Тем не менее, скандал получился нешуточный. Ипатова обвинили в политической недальновидности, непонимании текущего момента и в прочих политических грехах. Но тогда речь шла о типографии, и всю вину за ошибку Ипатов «свалил» на уже ушедшего министра Комарова.
Сейчас на кону судьба официальной правительственной газеты. И кабинет Ипатова готов совершить ту же самую ошибку. Вопрос лишь в одном: это политическая глупость или хорошо спланированная акция? На глупость мало похоже. Все-таки не настолько глупы наши чиновники, чтобы наступать на одни и те же грабли дважды. Если это акция, то кто ее спланировал и, главное, зачем? Понятно — не губернатор. Он, как и обычно, все узнает из газет. Значит, главные стратеги этой операции сидят в областном мининформе. Вообще-то, все похоже на подставу губернатора. Причем подставляют его по-крупному. За такие вещи кто-то из чиновников может и кресло потерять. А значит, возникает еще один вопрос: степень бескорыстности тех, кто все это задумал и реализовывает. Я верю в честность и бескорыстность наших чиновников, а вот в глупость и природный идиотизм — нет. Несмотря на мою глубокую веру, замечу, что разница в стоимости издания газеты между предложениями ООО «Губернский издательский дом» и ООО «Новый издательский дом» составляет 1 млн 600 тыс. рублей.
В этой связи возникает, конечно, вопрос и о том, чем, собственно, не устраивает новое министерское руководство Дмитрий Козенко? Менеджер, конечно, из него никудышный, но кто может назвать хоть один пример рентабельной ежедневной общественно-политической саратовской газеты? Однако у Козенко есть бесспорный плюс — он всегда лоялен к власти и работает с ней, при этом сохраняя определенную самостоятельность. Козенко все 5 лет издания газеты удавалось держать коллектив. Он собрал очень неплохой костяк, который и делал газету. Так что плюсы у Козенко как редактора есть бесспорные. Кого он не устроил? Вопрос сложный, но точно известно, что желание о смене редактора не раз озвучивал Виталий Григорьев — заместитель министра. Он страстно желает отделить неплохой коллектив от «невменяемого редактора» и во имя достижения этой цели готов на многое. Тем более что именно Григорьев возглавляет ту самую комиссию, которая осуществляет выбор издателя, а с Надеждой Нестеровой его связывают многолетние дружеские отношения.
Интрига закручивается еще та! Похоже, что во главу угла ставится личный интерес, и не только должностной. Кто от всей этой ситуации выиграет, а кто проиграет — сказать сложно. Ну уж точно то, что губернатора в числе победителей не будет.
Сергей Сергеев