Есть на этом свете люди, которые живут вразрез с правилами. Причем правилами, людьми не установленными или не прописанными (когда эти правила называются законами). А неписаными такими и негласными правилами общежития, социума.
Ну например, разве пропишешь в законе, что прежде чем обращаться к руководителям средств массовой информации и просить их о предоставлении площадей под размещение рекламы для инвесторов, надо как минимум узнать, как общаются медиасообщество и рекламодатели?
Министр инвестиционной политики Саратовской области Александр Жандаров, взяв в качестве переводчика своего коллегу по правительству Андрея Костенко, вышел к прессе именно с такой просьбой о предоставлении площадей. Чем немало эту самую прессу удивил. До сих пор случаев, когда менеджеры изданий отказывали коммерческому рекламодателю, в Саратовской области еще не наблюдалось. Эпатировал прессу министр ивестполитики. Начал, правда, еще до своей просьбы — когда назвал руководителей СМИ «ребятами» и «девчатами».
Ну да ладно, с Жандаровым все ясно. Поговаривают, что свое приснопамятное постановление за номером 222 вице-губернатор Александр Бабичев выпустил, дабы поумерить пыл чрезвычайно активного «привлекателя» инвестиций, который уже и так засветил область на федеральном уровне. Причем засветил, судя по всему, не очень позитивно.
Потому что положительных сюжетов на госканалах о Саратовской области как не было, так и нет, а вот негатива... Не далее как в минувшую субботу на НТВ, в своей «реальной политике» Глеб Павловский весьма жестко покритиковал Павла Ипатова. Общеизвестно, что «Реальная политика» — передача не из дешевых. Но также известно, что господин Павловский, являясь рупором Кремля, лишнего просто так — да и не просто так — не скажет. Остается догадываться, чем Павел Леонидович огорчил, обидел, задел и т. д. тех, кого огорчать, обижать, задевать и т. д. нельзя...
Вариантов масса. Например, не исключено, что не все у нас гладко с исполнением нацпроектов. В том числе и того, злополучного, с которым нынче расхлебывается уже бывший руководитель ФОМСа господин Тарасов со товарищи. Может, где-то не понравилось, что демонстрировать великолепие аграрного комплекса федерального министра Гордеева повезли в хозяйство, руководитель которого погряз в судебном разбирательстве. Говорят, что-то там негладко было с использованием бюджетных средств, и решение местного суда еще не отменено вышестоящей инстанцией. А возможно, Павел Леонидович нарушил какое-нибудь неписаное правило и пришел туда, куда не следовало. Или, наоборот, ушел оттуда, откуда уходить было нельзя ни в коем случае.
Повторяю, вариантов масса. Но причина, какой бы она ни была, дело уже прошлое. Сейчас мы имеем следствие. Пока в виде ТВ-негатива. Но это пока...
Теперь попробую с выводами. Большую часть своей сознательной жизни Павел Леонидович Ипатов ходил по чисто выметенным, практически стерильным дорожкам атомной энергетики. Испачкаться там было практически невозможно, а перемещаться можно было даже вслепую. У человека выработался стойкий рефлекс на эту псевдосамостоятельность.
В возрасте, когда привычки менять очень сложно, господина Ипатова переместили в совсем иные координаты с абсолютно другими правилами перемещений. Теперь его поляна напоминает не слишком благоухающее болото с выступающими кочками. По которым надо еще и прыгать. Причем кочки эти не всегда на поверхности. А потому местонахождение их надо либо знать, либо чувствовать, либо необходимо иметь проводника-лоцмана.
Так вот, Павел Леонидович дорожек в этом болоте не знает, тем паче не чувствует. Проводников он послал подальше всех и сразу, решив, что найдет своих, доморощенных на балаковском или ином асфальте. И первое время нашему губернатору удавалось перемещаться по кочкам областного хозяйства вполне успешно. По крайней мере, в грязь он не падал. Почему? Во-первых, осторожничал, во-вторых, либо везение, либо кто-то заинтересованный вел Ипатова незаметно для него самого.
Теоретически, за полтора года Павел Леонидович мог бы самоучкой познать правила навигации в том болоте, которое зовется политикой. Но он делать этого не стал. Не смог, не захотел, просто не подозревал, что такие правила существуют... И вот теперь он в любой момент может рухнуть с очередной кочки. Или кто-то поможет ему упасть... В грязь. Увы...
Олег Насонов