Николай Семенец принес вчера в Саратовскую область радостную весточку от партии власти. Отчитываясь вчера перед журналистами на пресс-конференции о седьмом съезде партии «Единая Россия», этот единоросс, не моргнув глазом, сообщил, что партия рассчитала рекордное поэтапное увеличение зарплат трудящихся. И не просто рассчитала, а и решила добиваться исполнения этих расчетов от власти.
Расчеты выглядят просто фантастически. По словам члена партии «Единая Россия» Николая Семенца, зарплаты трудящихся будут возрастать на 15-20 % в год и через три года достигнут 25-30 тысяч. В месяц. В целом по России. А не по Саратовской области. Потому что там, на съезде делегатов, партия считала среднероссийские душевые доходы. Среднюю температуру по больнице, как принято говорить в последние годы. По отделениям рост будет соответствующий. Иными словами, если в Московской области по итогам нынешнего года планировалось довести среднюю зарплату до 15-ти тысяч рублей, то она к 2009 году укладывается в среднероссийские 25-30 тысяч. А вот Саратовская область — извините. У нее средняя зарплата будет максимум 6 тысяч в нынешнем году. А к 2009-му, даже с учетом 20-процентного роста, больше 10-ти тысяч вряд ли.
Хотя другой единоросс, тоже депутат областной думы — Леонид Писной — вчера, независимо от Николая Семенца общаясь с журналистами на бюджетные темы, тоже не обошел зарплатный вопрос стороной. Он, правда, связал его с самосознанием граждан. По теории Леонида Писного, населению Саратовской области скоро надоест получать маленькую в сравнении со страной зарплату и оно начнет требовать уважения своего труда от работодателей. Те вынуждены будут поднимать оплату, что повлечет за собой увеличение объемов НДФЛ (подоходного налога), а эти объемы серьезно увеличат доходную часть бюджета, с которым можно будет всерьез говорить о прорыве на социально-экономическом направлении.
Мечтателя Писного, заливающего журналистам, понять можно. Он хоть и сопредседатель бюджетной согласительной комиссии, но все-таки по специальности — строитель мостов и тоннелей, в которой не мечтая, ничего не построишь. Николай Семенец от мечтаний далек — он кадровый военный по образованию и младший командир по призванию. Получил команду от старшего по званию — и, не рассуждая, выстроил под нее, кого требуется. Так что бог с ним, с Семенцом. В конце концов, инициатива не его. Он лишь ее озвучивает. А придумали зарплатные расчеты совсем другие игроки. Кстати, расчеты не так просты, как кажется на первый взгляд. На съезде единороссам был, по сути, презентован очередной национальный проект. Называться он будет «Достойный труд». А в нем...
Очень вкратце пробежимся по нескольким пунктам. Безопасность труда, о которой говорят единороссы, подразумевает аттестацию рабочих мест. Что означает кормушку для проверяющих органов, потому что, конечно, если рабочее место современного работника будет соответствовать пожарным нормам, то уж санитарным — вряд ли (или наоборот).
Переквалификация каждого работника не реже, чем в пять лет, — идея не очень проработанная. Потому что, конечно же, ее повесят на работодателя, который должен будет кому краткосрочные курсы, а кому МВА оплатить. Или, на худой конец, замазать глаза проверяющему частоту переквалификаций.
Соучастие рядовых работников в управлении предприятиями в качестве акционеров мы уже проходили, но «Единая Россия» предлагает эксперимент повторить и либо позволить купить себе кусочек производства, либо давить, что «награбленным» пора делиться бесплатно.
Пропаганда рабочих специальностей — отдельная песня. Простор для министерства образования и финансовый наклон бизнеса на ковку рабочих кадров. Хотя после раз в пять лет проводящейся переучки кадров это работодателям будет явно не в нагрузку.
Это направления, под которые напишут конкретные программы, выделят бюджетные деньги в помощь бизнесу и назначат ответственных за его — бизнеса — послушание. Увеличиваться зарплата будем на другом. Первым пунктом программных мероприятий партии значится мера по легализации зарплаты. То есть если поразмыслить, то единороссы собрались не конкретную нашу зарплату увеличивать, а всего лишь выводить белую из тени. В легализации заработной платы совершенно конкретная роль отводится выводу минимального размера оплаты труда на размер прожиточного минимума. То есть в ближайшее время МРОТ единороссы могут сделать равным 2 тысячам рублей. А у нас по нему много чего, между прочим, рассчитывается. Но, надо думать, возникающие в связи с этим допрасходы «Единая Россия» рассчитала тоже.
Как двухтысячный МРОТ повлияет на рост зарплат, я, честно говоря, плохо понимаю. А с выводом зарплат до этого уровня из тени члены «Единой России», боюсь, опоздали. Впереди них уверенно шагает федеральная налоговая служба. До конца уже нынешнего года это ведомство обещает завершить работу с работодателями, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума (а вовсе не ниже МРОТа). Следующий этап у налоговиков — сравнить зарплаты внутри отраслей и начать работу с теми, кто выбивается из среднего ряда. Доводилось слышать уже и о том, что «на карандаш» в налоговых службах взяты все работодатели, которые платят своим работникам меньше 4-х тысяч. Завтра к ним, конечно, не придут, но послезавтра уже наверняка. И не надо смеяться, в целом по России за 10 месяцев нынешнего года уже заслушаны полмиллиона склонных к конвертам работодателей и 70 % из них откликнулись на разъяснительную работу. «А "Единая Россия" здесь при чем?», — спросит кто-то. И будет неправ. Потому что «Единая Россия» при всем. А то, что постфактум, как бы констатируя, то в этом ничего некорректного нет. Она все-таки партия. Ее дело — идеология. А идеологию, хотите — слушайте, хотите — кушайте.
Ольга Копшева