В Саратовской области наконец обратили внимание на состояние, проблемы и перспективы начального и среднего профессионального образования. Отрадно, что внимание это обратили именно областные власти.
На прошлой неделе в Саратовской областной думе этой теме были даже посвящены депутатские слушания. Кое-кто из приглашенных высказал мнение, что раз за 15 лет глав муниципальных районов, руководителей учреждений НПО и СПО, а также депутатов всех мастей все-таки впервые собрали вместе, то ситуация, видимо, очень серьезная.
Судите сами: на сегодняшний день на территории области функционирует 63 учреждения профобразования, 48 из них с января прошлого года оказались на балансе бюджета области. Со всеми своими проблемами — будь-то низкое качество подготовки рабочих кадров, устаревшая материально-техническая база или низкие стипендии учащихся и зарплаты преподавателей — они обрушились, в прямом смысле слова, на плечи областного правительства.
То, что уровень подготовки рабочих кадров начального и среднего звена сейчас такой же, как лет 40-60 тому назад (что, естественно, не соответствует требованиям современного рынка), и что специальные учебные заведения выпускают только 15 % специалистов вместо требуемых 25 %, и что 70 % учащихся — выходцы из социально неблагополучных семей, а материальная база профтехучилищ не обновлялась последние 40 лет, на самом деле не новость, и этим никого не удивишь. Просто никому не было интересно — как и на чем учатся работать те, кому в будущем предстояло кормить страну, или, по крайней мере, область. Ценность «рабочего класса», или его, если хотите, престиж, уже давно утерян и ПТУ или техникум перестали вписываться в «формулу счастья» современной «продвинутой» молодежи. К тому же сейчас даже на рабочую специальность принято брать специалиста с высшим образованием (якобы ужесточились требования к культурному уровню рабочего).
Но после перевода большей части учреждений начального и среднего спецобразования на областной бюджет заговорили вдруг и о том, что работать в стране некому, и о том, что сама эта форма обучения лет через пять вообще может исчезнуть.
Областной минобраз на сегодняшний день уже выработал стратегию по улучшению ситуации, которая рассчитана на два ближайших года. Главным образом она сводится к укрупнению некоторых учреждений за счет интеграции (слияния) начального и среднего профобразования, двухуровневой модели подготовки рабочих кадров и созданию механизмов привлечения предприятий-работодателей к учебному процессу. В слиянии учреждений НПО и СПО, конечно, определенный смысл есть: бюджет он же не бездонный, а так — «лучше меньше, да лучше».Но министерство образования склонно объяснять такую реструктуризацию уменьшением числа учащихся в силу социально-демографических причин.
Так вот, в области будет создано аж четыре ресурсных центра — два аграрных, машиностроительный и строительный, а двухуровневая модель подготовки должна будет обеспечить выпускникам повышенные разряды (четвертый-пятый, например, вместо третьего).
Нельзя сказать, что руководители учреждений профобразования с политикой минобраза не согласились, но они считают, что корень проблемы все же заключен в социальном аспекте и позаботиться нужно прежде всего о педагогическом составе. Они уверены в том, что качество подготовки учащихся напрямую зависит от социального благополучия педагога. А повышение заработной платы преподавателей, которые сейчас получают порядка 3-3,5 тыс. руб. в месяц, неминуемо повлечет за собой большее рвение в воспитательном процессе. Предлагается и работодателей посадить за стол переговоров и завести с ними разговор о социально-воспитательной базе.
Руководители предприятий, о которых идет речь и которые гипотетически всегда рады выпускникам ПУ (те же «Корпус», «Контакт», подшипниковый завод, фермерские хозяйства и др.), поговорить, собственно, не против. Только пока определенных гарантий по «поставке» кадров учебное заведение им дать не может. Многих выпускников, даже если они не идут дальше учиться в вузы или работать в коммерческие структуры, могут просто забрать в армию. А потому от предприятий твердых гарантий на трудоустройство нет. К тому же многие работодатели сетуют на то, что приходится на местах переучивать новоиспеченных специалистов (это к вопросу о качестве подготовки и материально-технической базе ПУ), что, разумеется, никак не может быть выгодно промышленному предприятию.
Вот и получается, что в данной ситуации каждый думает о том, что будет выгодно именно ему. Помните лебедя, щуку и рака, и чем там все закончилось? Вроде бы во благо все рассуждения и разговоры, только вот не оказалась бы наше профобразование в положении того воза из басни.
P.S. Участники депутатских слушаний проект резолюции одобрили. Правительству области рекомендовано разработать законопроекты по финансированию профучреждений, министерству образования — определенный порядок для процедуры слияния учреждений НПО и СПО, а руководителям предприятий — долгосрочные программы подготовки кадров.
Насколько эффективны эти меры — покажет время.
Дина Болгова