Каждый год по осени в Саратове поется одна и та же заунывная песня про деньги. Городская власть просит их у областной. Причем просит как-то стыдливо. Не требует, в истерике повалившись на спину и колотя ножками, как ребенок 3-5 лет, который вдруг осознал, что он тоже человек и имеет свое право на прихоти... Да и с поведением разумного взрослого чада, попавшего в затруднительное финансовое положение, намерение городской власти залезть в «семейный» кошелек не сравнишь. Взрослые дети приходят к родителям с планом возврата денег в каком-то далеком будущем, а ныне согласны на компромисс и подотчетность, потому как понимают, что на суммы, которые очень нужны им именно сейчас, желающие есть и без них.
Саратовские городские власти ведут себя так, как подросток, понимающий, что скорее всего получит отказ, но, не в силах справиться с искушением, все же рискующий в конце концов выдавить «из родичей» то, что ему хочется и, по его разумению, причитается. Давить можно самыми разными способами — от примеров, когда «соседскую дочку любят больше», до прямого шантажа «перестать учиться» или «вколоть грамм» и свести счеты с жизнью. Аналогии с семьей напрашиваются у меня потому, что в нынешних межбюджетных отношениях работает, увы, только семейная логика. Причем, домостроевская. Когда доходы все члены семьи объединяют принудительно, а расходная политика зависит от размера кошелька, а еще больше — от потребностей старших членов семьи и их же реакции на поведение дитяти. Кого люблю, того и балую. Не люблю — соответственно, не балую. Воспитательный педагогический момент заботливых родителей. Или маневр эгоистических, в расчете на то, чтобы оправдать собственные материальные аппетиты.
Нет, конечно, существует Бюджетный кодекс и другие нормативные акты, регулирующие межбюджетные отношения. Но, во-первых, они каждый год совершенствуются в пользу домостроевского главы семьи, во-вторых, определяют только правила желательные к исполнению. Как Христовы установки на жизнь или моральный кодекс строителя коммунизма, или даже Конституция. А единственный главный и конкретный финансовый закон называется законом о бюджете на очередной год. Все остальные, начиная с уровня субъектов федерации и заканчивая городами в этих субъектах, доходную часть своего бюджета строят исходя из того, что разрешили взять федералы. Причем, чем дальше вниз, тем меньше разрешений. Потому что если федеральный бюджет сейчас, при стабильно-огромных нефтяных ценах, делится с региональными излишками, то региональным с муниципальными приходится делиться с учетом собственного дефицита.
Осложняет ситуацию и еще один нюанс. Если федеральный бюджет дает региональным деньги под строгий отчет, то региональный муниципальному, по большому счету, безотчетно. Потому что закона о строгой отчетности в данном случае нет. По закону региональная финансовая власть отвечает только за равномерность бюджетной обеспеченности на вверенной территории. Но беда в том, что это такой весьма условный показатель, который ничего не отражает. Он, этот показатель, скорее политический, а не экономический. И потому бюджетную обеспеченность все кому не лень считают по-своему.
Саратовские гордепы, например, делят бюджет города на число жителей этого города. И получается у них после таких расчетов бюджетная обеспеченность в три-четыре раза меньше, чем у жителей других городов и районов. А областные депутаты цифру саратовской обеспеченности имеют в виду, но после сложных минфиновских расчетов прибавляют к ней еще бюджетную обеспеченность из средств областного бюджета и из средств федерального. Потому что предприятия и организации, на которые эти уровни бюджета тратят, и немало, расположены в основном в Саратове.
Опять же по семейной логике, с которой мы начали, Саратов областным властям получается как сын, который живет в одном городе и ему всяко с родительского стола перепадает. То зашел в гости поел, то унес с собой из родительского дома что-то, то тапки ему купили, то билет в кино. А потом он обиделся, что ему, рядом живущему, с общего годового дохода денег не дали, а другому сыну в другой город посулили. При этом с того, дальнего, отчет не спрашивают, а его, ближнего, пенять и подозревать горазды. И как-то мирится с этим близко живущий сын, мирится, а потом взбунтуется и начнет требовать равного отношения. Давя на то, что старший и что имеет, в общем-то, больше прав, потому что сам больше зарабатывает, да и надоело ему в конце концов других кормить. Бунты ежегодно происходят по осени. Когда идет подсчет, кому сколько дать.
По уверениям депутатов городской думы Саратова, им не хватает 2 млрд 600 млн рублей. Но они согласны и на 2 млрд 300 млн. Без этой суммы — подсчитали — жизнедеятельность областного центра будет поставлена под угрозу.
Испрашиваемую сумму предполагается потратить:
на обслуживание муниципального долга – 64 млн рублей;
на содержание и текущий ремонт тротуаров, дорог и зеленой зоны – 568 млн рублей;
на восстановление аварийных участков сетей водопровода и канализации – 96 млн рублей;
на строительство социально значимых объектов – 120 млн рублей;
на проведение мероприятий, «соответствующих статусу областного центра» – 54 млн рублей;
на приобретение спецтехники для уборки улиц и обслуживания сетей ливневой канализации – 309 млн рублей;
на содержание полигонов по утилизации твердых бытовых отходов – 36 млн рублей;
на покупку трамваев и троллейбусов – 60 млн рублей;
на подготовку градостроительной документации – 13 млн рублей;
на оформление земельных участков под жилыми многоквартирными домами – 100 млн рублей;
на выплаты медработникам, которые лечат больных, не имеющих полисов, и бомжей – 25 млн рублей;
на расходы по содержанию муниципальных зданий и аренде чужой собственности – 33 млн; на детские сады – 178 млн рублей;
на музыкальные и детские спортивные школы – 30 млн рублей;
на реконструкцию бассейна «Саратов» - 123 млн рублей;
на помещения учреждений культуры и на ее работников – 40 млн рублей;
на комплектование библиотек – 11 млн рублей;
в резервный фонд – 30 млн рублей;
на содержание теркомиссии – 7 млн рублей;
на погашение судебной задолженности – 30 млн рублей;
на погашение кредиторской задолженности – 382 млн рублей;
на расходы по осуществлению делегированных полномочий – 11 млн рублей.
Анализ данных потребностей предлагаю оставить на потом. Сейчас важнее понять, на что надеются депутаты городской думы, формируя список, итоговая сумма которого составляет почти десятую часть областного бюджета? Напугать облдепов этими миллиардами, а потом согласиться на полтора миллиарда? Или действительно верят в то, что областная власть, разработав закон о статусе областного центра, озаботится выправлением многолетнего недофинансирования? Или «главное — прокукарекать, а там — хоть не рассветай»?
В нынешнем году у бюджета Саратова шансов получить подачку с областного стола процентов на тридцать больше, чем в предыдущие годы. В эти три десятка процентов саратовские депутаты оценивают уход из межбюджетных отношений губернатора Аяцкова и мэра Аксененко и организующую мощь партии «Единая Россия». Первым фактором убирается из денежных отношений эмоциональная неприязнь между мэром и губернатором, а второй дает надежду на договороспособность обитателей двух домов, разделенных площадью Столыпина. Резон в данных рассуждениях есть только в том случае, если единоросы-облдепы умеют поставить интересы партии выше личных интересов и интересов своих округов. И если эти самые преданные партии единороссы действительно контролируют областную думу. Отношения в паре Ипатов-Романов существенной роли уже не играют. Бюджет, из которого саратовские депутаты хотят получить деньги, уже прошел свои стадии согласований в исполнительной власти. Теперь все зависит от депутатов. А значит — от силы партийного слова. Пока, насколько известно «СаратовИнформу», донести свою потребность в деньгах с городского уровня до областного депутатам не удалось. В гордуме уже подготовлено обращение к спикеру Большеданову, но документально утвердить его не удалось. «Единая Россия» как внесла, так и вынесла — сорвав кворум — документ с заседания.
Ольга Копшева