В Саратовской области за тарифы и ценообразование в разных сферах отвечают разные структуры. Например, цены на льготные лекарства и транспортные услуги устанавливает отдел в областном минэкономе, предельно допустимый уровень платы за ЖКУ находится в ведении министерства строительства и ЖКХ, а комитет государственного регулирования тарифов области регламентирует и контролирует тарифы на электрическую и тепловую энергию.
Недавно в Сочи проходило всероссийское совещание регулирующих органов. На нем обсуждались итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи на будущее. Саратовскую область на этом мероприятии представлял председатель областного комитета госрегулирования тарифов Сергей Мордовин. Вместе с ним мы попытались разобраться в новшествах ценообразования.
- Уходящий год во многие сферы экономики внес свои коррективы. Изменилось ли что-нибудь в системе регулирования тарифов на электроэнергию?
- С 1-го сентября 2006 года вступили в силу новые правила оптового и розничного рынков электроэнергии. Главное, что изменилось: теперь часть электроэнергии в регионе может покупаться по свободным ценам. Если раньше вся электроэнергия для любого потребителя стопроцентно регулировалась, то теперь для любых организаций, в том числе и бюджетных (что не совсем понятно), часть энергии может продаваться по нерегулируемым ценам.
На оптовом рынке электроэнергии в области сегодня есть один-единственный покупатель — «Саратовэнерго». Раньше компания все покупала по регулируемым ценам. Теперь, если «Саратовэнерго» сработала успешно, то весь объем электроэнергии она купила по регулируемой цене или даже ниже ее. Если же ей не повезло, то какую-то часть приходится покупать по свободной цене. Так вот, в сентябре месяце наша энергосбытовая компания, единственная в ПФО, сработала с прибылью. В Ульяновской области сработали по нулям, а в остальных регионах — с минусом.
- То есть наше «Саратовэнерго» особенное?
- Может, случай, а может быть, у нас хорошие специалисты. Дай Бог, чтобы они и дальше так работали. Это будет только плюс для наших потребителей.
- Это мы говорим об оптовых правилах. Где главное, если я правильно поняла, выход сбытовых компаний на свободный оптовый рынок. Теперь давайте поговорим о правилах розничного рынка электроэнергии. Что здесь главное?
- Прежде всего, они устанавливают статус «гарантирующего поставщика». Пока решение о том, кто это будет в нашем регионе, принимает наш комитет по тарифам. С 1-го января 2008 года будет вводиться целая процедура — конкурс, заявки и т. д. Пока нет даже методики.
- Кто может стать гарантирующим поставщиком?
- Автоматически им становится сбытовая компания, которая работает на оптовом рынке. У нас это «Саратовэнерго». Также им могут стать перепродавцы — энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению и бюджетным организациям по энергоснабжению, которые превышают 50 миллионов кВт/ч в год. В Саратовской области таких две — «СПГЭС» и «Облкоммунэнерго». Эти предприятия могли отказаться от статуса гарантирующего поставщика, но они подтвердили свое желание им стать. Также под статус гарантирующего поставщика попадает энергосбытовая организация, которая берет на себя железную дорогу и ее потребителей. В Волгограде, Саратове, Воронеже и Астрахани это московская компания «Русэнергосбыт».
- То есть у нас в области получилось четыре гарантирующих поставщика?
- Во время переходного периода — до 1-го января 2008 года — да. Сейчас они уже утверждены официально.
Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем независимо от того, присоединен он к сетям или нет. Если гарантирующий поставщик не выполняет своих обязательств, контролирующий орган — наш комитет — может лишить его статуса и передать функции другому. У гарантирующего поставщика очень много обязательств, но есть и привилегии.
- Какие именно?
- Главное — соглашения с бюджетными организациями, например, с правительством области, которые гарантируют ему своевременную оплату.
- Есть ли в области проблемы электрорегулирования, общие для всех регионов России?
- Да, конечно. Во-первых, в связи с тем, что теперь мы будем регулировать в объеме установленного предельного уровня для конечных потребителей, то все регионы бились за то, чтобы как можно дешевле была покупная электроэнергия и как можно больше были региональные факторы. ФСТ России установила рост тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей на уровне 10 %. По нашему региону — 8,9 %. Но в них федеральные факторы — покупная цена электроэнергии на оптовом рынке, услуги РАО ЕЭС, сетевой компании — росли выше и были порядка 15 %, а на региональные факторы нам оставалось 5,4, а иногда и 2 %. Поэтому основная борьба между федеральной службой по тарифам, РАО ЕЭС и регионами велась за то, чтобы отстоять эти региональные факторы. Пока федеральные факторы снизили и оставили достаточно большую дельту для региональных факторов в Саратовской области.
Еще один вопрос, который актуален для многих регионов (для нас, кстати, в меньшей степени): государством не регулируются тарифы, а точнее цена на нефтепродукты. А ведь в некоторых областях есть станции, которые полностью работают на мазуте. Как же они могут уместиться в эти предельные уровни, когда цена на нефтепродукты растет неимоверно. У государства подход такой: это корпоративные вопросы РАО ЕЭС, вот пусть оно решает с Газпромом и т. д., чтобы не было снижения поставок газа. А то, что не регулируются нефтепродукты, — это действительно проблема, особенно, если будут зимой опять аномально низкие температуры.
- Если переходить от общего к частному, у нас, по сравнению с другими регионами, тарифы на электроэнергию достаточно высокие. С чем это связано?
- По цене на электроэнергию для конечных потребителей — согласен, мы повыше серединки: четыре региона имеют предельные уровни выше нашего. Наверное, это вопрос не сегодняшнего дня. Ведь не сегодня же они подскочили! К сожалению, последние годы энергетики не очень активно, может быть, занимались модернизацией, реконструкцией. По другим регионам ситуация, возможно, немного лучше.
По коммунальной энергетике — многие предприятия ЖКХ обанкротились, оборудование переходит в аренду по несколько раз. Все это ведет к дополнительным расходам. Мы начали регулировать коммунальную энергетику только с прошлого года — возможно, при регулировании где-то был выбран не совсем правильный подход, где-то тариф искусственно сдерживали, а где-то, наоборот, завышали. Сказать, что мы самые плохие, не позволяет чувство профессионализма и патриотизма. Хотя, между прочим, по ценам за электроэнергию для населения — мы в стабильных середнячках. У нас установлен предел 144-148 коп. В этом году мы планируем остановиться на нижнем пределе.
- Что еще изменится в 2007 году?
- Если раньше все бюджетные организации, независимо от местонахождения, платили за электроэнергию одинаково, то теперь будут платить по-разному. Потому что цена станет складываться из тарифа на оптовом рынке, далее гарантирующий поставщик будет брать свою надбавку, а дальше — тариф за передачу по сетям. Это и есть выход на рынок. Сегодня говорить о какой-то полноценной конкуренции на рынке электроэнергии невозможно, потому что я могу выбрать только энергосбытовую компанию, а сетевая компания будет только та, к сетям которой я подключен. К сожалению, пока в России нет разветвленного рынка электроэнергии.
Наша задача — удачно отрегулировать всех потребителей Саратовской области. Должен быть соблюден баланс интересов потребителей и энергоснабжающих организаций.
Есть одна проблема, которую я не обсуждал еще ни с губернатором, ни с зампредом Алексеем Щербаковым, который курирует наш комитет. Дело в том, что в последние годы увеличение тарифов для населения в области происходило с первого мая. Сейчас, если все приводить в соответствие с законодательством, то мы должны изменять тарифы для населения с первого января, так как регулирование должно осуществляться до начала финансового года. При установленном предельном уровне в области 144-148 коп., с первого мая мы планировали установить 144 коп. Если мы примем решение менять тарифы с первого января, то выйдем с предложением в ФСТ установить их ниже низшего предела. И сделать один из самых низких тарифов по электроэнергии для населения в ПФО. Может быть, он будет 140, может, 141, но от того, который есть сегодня — 138 коп., — он практически отличаться не будет.
- Это реально?
- Да, конечно. Надо только посоветоваться с руководством правительства области, пока еще есть время.
Юлия Аракчеева