Политическую ситуацию во многих муниципалитетах области уже давно нельзя назвать спокойной и стабильной. Реализация 131-го Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» повысила степень конфликтности политических отношений на муниципальном уровне и выявила проблемы, о которых, наверняка, разработчики закона и не предполагали.
Сегодня уже порядка 10-ти районов области находятся в состоянии конфликта ветвей власти. Иными словами, в каждом четвертом муниципалитете руководители органов власти отстаивают свое первенство в публичном пространстве с взаимными обвинениями, а иногда и угрозами. Причем список конфликтных районов увеличивается ежемесячно. На вопрос о том, что будет с областью через год, навряд ли могут ответить даже эксперты в муниципальном вопросе. Картина получается крайне грустная. Одна из причин складывающейся ситуации — реализация на практике принципа разделения властей на уровне районов и городов.
Разделение властей на муниципальном уровне — вещь малопонятная и трудно реализуемая. Прежде всего потому, что руководящие органы в большинстве случаев занимают люди, имеющие свои бизнес-интересы. А поэтому политика, как таковая, уходит на второй план, являясь своеобразным придатком экономики. И чем больше бизнеса контролируют руководители органов власти, тем конфликтней отношения. Существует и обратная тенденция.
Причина сложившейся ситуации лежит на поверхности: наша тотальная бедность и слишком сильная зависимость различных элитных групп от бюджетных средств. И чем беднее район, тем больше зависимости у местного бизнеса от финансовых потоков, связанных с бюджетом. Речь не об алчности, а о том, что больше-то брать негде! Вопрос в том, кто и как будет осваивать бюджетный ручеек. Хотя состоятельность муниципальной экономики вовсе не исключает конфликтность отношений. Здесь конфликты иные по масштабам, хотя те же по сути. Вот и получается, что конфликт ветвей власти неизбежен сегодня, и будет не только не ослабевать, но, наоборот, усиливаться.
Следует признать, что в российских условиях бюджет — это не столько экономический или социальный ресурс, сколько политический. И от этого никуда не деться. А коли так, то и сами конфликты за бюджет приобретают формально политический облик как на уровне страны, так и на уровне области и муниципалитета.
Конфликтов не бывает там, где и местное депутатское собрание, и муниципальную администрацию возглавляют представители одного бизнес-клана, или же они жестко поделили сферы коммерческих интересов, заключив негласный пакт о ненападении. Но существование пакта — дело временное. Есть, конечно, и еще один вариант распределения власти, когда глава администрации отказывается от самостоятельности и становится лишь бессловесным придатком руководителя депутатского собрания, а администрация превращается в филиал муниципального собрания. Но только при чем здесь разделение властей и самостоятельностей ветвей власти? Да ни при чем!
Наша беда в том, что нет у нас реальных механизмов контроля за властью со стороны населения, впрочем, как нет и механизмов воздействия населения на власть. Но мы живем в этих условиях и вынуждены принимать их как данность. В силу этого весь политический и экономический процесс есть ничто иное, как борьба различных элитных групп за влияние на ситуацию. И вопрос лишь том, как можно управлять этими группировками и кто собственно это может делать? Но получается, что в соответствии с сегодняшним законодательством, не может никто! А поэтому выстраивание отношений — сугубо внутреннее дело каждого района. А раз нет общего механизма управления ситуаций, то нет и единых способов решения возникающих конфликтов. Наше законодательство само способствует созданию конфликтов и развитию теневых практик. В этих условиях столкновение интересов неизбежно. Личностный фактор определяет степень остроты конфликта.
Ключевая задача современного момента — нахождение способов «разводки» элитных интересов. Законодательно это сделать невозможно. Так что остаются только переговоры или шантаж. Что эффективней — сказать сложно.
Сегодняшняя ситуация в Саратове — затишье перед бурей. И буря наступит очень скоро, а именно — в момент дележа бюджетных средств. До сих пор в городской администрации работает много выходцев из аксененковского гнезда, которые помнят, как они лихо делили бюджетные средства в предыдущие годы, а поэтому их желание поучаствовать в этом процессе вновь — факт абсолютно прогнозируемый. Уж они однозначно против разделения властей, так как к власти привыкли и отвечают разве что перед законом, а не перед избирателями. И отвечают не по доброй воле, а по нужде, когда их уже схватят за руку. Однако депутаты, судя по их полугодовой активности, не намерены выступать статистами у городских чиновников. За ними стоят избиратели, а кроме того, у подавляющего большинства из них есть свои бизнес-интересы. Чиновники из администрации в расчет данный факт принимать не собираются.
Обострение ситуации в Саратове может начаться ближе к зиме. Когда постепенно начнет расти негатив в отношении Николая Романова и определятся механизмы дележа бюджетных средств на будущий год. Уже сегодня можно сказать, что город от этого только потеряет. Любая война — будь то холодная или «горячая» — всегда приводит к потерям. Вопрос лишь в их размере.
Я не являюсь сторонником монополизации власти. Такое в Саратове мы уже проходили. Этот период для нашего города закончился тотальным разбазариваем муниципального имущества и непомерным обогащением конкретных персоналий. Но я и против войны элит. Ни к чему хорошему она тоже не приведет. Последние месяцы политической войнушки на уровне области только подтверждают данный тезис. Но как можно создать систему сдержек и противовесов, обеспечив доминирование одной ветви власти? По сути, это главный вопрос муниципальной действительности. И он пока остается открытым.
Сергей Сергеев