В Саратовской области до недавних пор существовал закон, по которому государственные гражданские служащие областного уровня имели в дополнение к отпуску и отпускным, положенным всем работающим гражданам России, право на ежегодные бесплатные лечебные путевки или на денежную компенсацию их стоимости, если путевка в какой-то из годов по медицинским показаниям не требовалась. А когда был принят федеральный закон о благах для госслужащих, эту норму отменили. Но в ФЗ право на путевки не прописали.
И вот губернатор области Павел Ипатов озаботился данной проблемой. Он считает, что до того, как федеральные законодатели исправят ошибку, право на путевки чиновникам необходимо вернуть областным законом. Вместе с комитетом по вопросам государственного строительства и местного самоуправления губернатор внес в думу это предложение. Мотивация прописана достаточно цинично: «Отсутствие соответствующей нормы в областном законодательстве приводит к ухудшению положения государственных служащих области». А ухудшать положение кого бы то ни было по Конституции страны нельзя. Так что скорее всего закон, принятый к рассмотрению на последнем заседании думы, в ближайшее время примут. И деньги на его финансирование найдут. А теперь о том, почему от данной нормы тошнотворненько тянет цинизмом.
На минувшем заседании областной думы депутаты помнили и о своих избирателях. Пересмотрели в первом чтении закон, разрешающий брать из казны и платить многодетным родителям по две тысячи рублей в форме единовременного поощрения за третьего ребенка. С подачи депутата Владимира Пожарова рассчитывать на эти две тысячи, начиная с 2007 года, смогут люди, не останавливающиеся на трех детях. Иными словами, платить государство — в лице региональной власти — соглашается и за четвертого, и за пятого, и за шестого, и за десятого ребенка. Предложение депутата Пожарова будет стоить миллион рублей в год. Потому что семей, рожающих много, в области всего около пятисот.
Поплюем, чтобы не сглазить эти поправки, потому что сегодня благие намерения у депутатов есть, а завтра их отодвигает до лучших времен суровая действительность. На том же заседании думы имело место и подтверждение этой крамольной мысли. На этот раз суровая действительность ударила по детям-пэтэушникам. Их в Саратовской области около 30-ти тысяч и они получают стипендию в размере 140 рублей в месяц. А пэтэушники многих других регионов России с 1-го сентября получили 70-рублевую добавку вместе с учителями-бюджетниками, которым волей федерального центра повысили зарплату. Учащимся ПТУ по этому закону тоже рекомендовано центром повысить стипендию, но обязать областные власти сделать это нельзя. По крайней мере, именно так объяснил депутатам министр финансов Александр Ларионов. Он же утверждает, что раньше 1-го января 2007 года исполнительная власть не обещает найти источники финансирования для повышения стипендий.
Поднявший вопрос со стипендиями депутат Алексей Полещиков их также не смог предложить. Собственно, вся речь депутата сводилась к тому, что ему стыдно за исполнительную власть, жалеющую каких-то 16-18 млн рублей на детей, родители которых явно не олигархи. И он хотел, чтобы стыдно стало не ему одному, а всем коллегам-законодателям. Результат увидим на следующей думе в ноябре, когда министр финансов принесет депутатам очередные изменения в бюджет 2006 года. А на нынешнем они без лишних эмоций перенесли сроки начала финансирования областным бюджетом затрат на питание в группах продленного дня детей из малоимущих и многодетных семей, а также детей-инвалидов, детей-сирот. Знакомство с финансово-экономическим обоснованием законопроекта как-то сразу отодвинуло на второй план собственно сроки.
Из этого обоснования ясно, что исполнительная власть знает, что недоедающих школьников в возрасте от 6-ти до 17-ти лет в области насчитывается 23 947. И еще ясно, что государство, в лице исполнительной и законодательной власти Саратовской области, согласно подкармливать этих ребятишек в учебные дни, чтобы они не падали в голодные обмороки на уроках и не смотрели голодными глазами на товарищей, которым повезло родиться в более обеспеченных семьях и потому сегодня они сыты.
Голодные дети разделены на возрастные группы. В младшей, от 6-ти до 10-ти лет, голодных — 16 229 человечков. Их рассчитывают накормить на 11 рублей в день. В старшей, от 11 до 17 лет, — 7718. Им причитается с государственного стола по 15 рублей в день. Наверное, в хорошей школе, с собственной столовой и сердобольной поварихой-искусницей, накормить ребенка раз в день на эти деньги можно. В конце концов, их хватит на килограмм картошки, которую можно вкусно сварить-пожарить, или на полбатона с маслом, который можно запить сладким чаем, или на стакан молока, который можно украсить горой оладушек. Но, во-первых, сердобольные поварихи встречаются не в каждой школе. Во-вторых, кормить детей на такую сумму в стране, где нет войны, стыдно. А принимать за такую подачку благодарные взгляды (в том, что они будут — и родительские, и детские, — даже не сомневаюсь) стыдно вдвойне. Думаю, даже депутатам. Сказал же (не на этой, а на более ранней думе) депутат Владимир Чуриков, что с чувством глубокого негодования вынуждены они голосовать за потребительскую корзину, которая, конечно, непростительно мала, но без нее людям будет жить еще труднее.
Просто, как хирург, который сбрасывает вместе с халатом ужасы операционной, депутаты научились быстро приходить в себя после просмотра неприятных глазу и болезненных для душевного здоровья финансово-экономических обоснований. Складываю 23 тыс. недокормленных школьников и 30 тыс. пэтэушников. Чтобы улучшить в два или в три раза сегодняшнее финансирование их жизни, достаточно немного ухудшить финансирование жизни чиновников. И большинство депутатов это понимают. И молчат. Инстинкт самосохранения.
Думаю, что именно этот инстинкт сработал и во время обсуждения законопроекта о переводе территориальных избирательных комиссий с любительской на профессиональную основу. Перевод этот, с его маетой оформления регистрационных бумаг, понадобился власти для того, чтобы быть уверенной в качественном проведении начинающихся с 2007 года серьезных выборов. Обсуждали его долго, заинтересованно, пристрастно. Не предусмотрели для председателей ТИК разве что датируемое из бюджета ежедневное горячее питание. А так — все есть. И телефонная связь, и поездки — отдельно на машине, отдельно на автобусе — учтены, и не самые дешевые компьютеры в комнаты, где должны появиться столы, стулья, шкафы для одежды и документов. И, конечно, зарплата. Приравненная к зарплате губернатора, она будет составлять четверть его зарплаты. Четверть от 57 600 рублей равняется 14 400 рублям в месяц. Нормальная, в общем, зарплата. Более чем в два раза выше средней по Саратовской области.
Вместе с достойной зарплатой и статусом государственного служащего председатели ТИКов получают множество других материальных благ. Например, отпуск длиной минимум в 35 календарных дней. А к нему вполне возможно право на ежегодное получение бесплатной лечебной путевки или на денежную компенсацию такой путевки. Но если это благо пока законодательно не закреплено, то право на ежемесячные доплаты при выходе на пенсию у проработавших на должности председателя ТИК два года уже есть. Эти доплаты будут подтягивать трудовую пенсию, заработанную за все предыдущие годы, к определенному проценту от зарплаты действующего председателя ТИКа. Но в любом случае, совокупной пенсии меньше, чем 8 тыс. рублей, для председателей ТИКов не предусмотрено. Обязательств по выплатам этих надбавок пока нет в областном бюджете. Но пройдет несколько лет и они появятся. Вряд ли бюджет области к тому времени резко увеличится. Но ведь это означает, что цена завтрашних обедов школьников и стипендии пэтэушников, а также и единовременные пособия многодетным семьям останутся на уровне сегодняшних? Потому что повышать их будет не на что, а понижать, по Конституции, нельзя.
Ольга Копшева