Телефоны для связи
Статьи
Антигрузинская истерия
28 ноября 2010, 18:28

В последние пару недель мы наблюдали очередное обострение антигрузинской кампании, которая то разгорается, то притухает все время президенства Михаила Саакашвили. В течение всего времени эта кампания проводилась только федеральным центром, и исключительно им. И совсем недавно в реализации российской внешней политики по отношению к Грузии нашлось место и регионам. Саратовская область также внесла свою скромную лепту в российскую геополитику.

Небольшое лирическое отступление. Среди моих добрых знакомых есть один очень уважаемый мною человек. Про таких принято говорить — настоящий врач, доктор навсегда, для которого небольшой личный бизнес скорее хобби, а профессия и призвание лечить людей. Лет 15 назад он приехал в Саратов из солнечной Абхазии. Что называется, успел. В силу разных причин национальный вопрос для него остается весьма болезненным. Искренне любя Саратов, он не смог стать в нашем городе русским (да ему это и не дано), но очень не хочет быть в нем «чуркой». А пришлось. Договорились мы с ним как-то на выходные посидеть в грузинском ресторанчике, где кухня соответствует названию ресторана. Не вышло. Звонит он и сообщает: «Уважаемый, давай отложим наш поход. В Саратове и окрестностях я знаю три ресторана, где настоящие грузины готовят настоящую грузинскую еду, которую не стыдно кушать с дорогим гостем. Ты представляешь, все три не работают. Где налоговая пришла, где СЭС. Беда какая-то». Что сказать, бывает. Армянские и азербайджанские рестораны нашествию проверяющих не подверглись, ну это так, к слову. На позапрошлой неделе повстречался на улице с еще одним чистокровным грузином. Он гордо шествовал по проспекту в ермолке… Говорит, устал каждому милиционеру паспорт показывать и объяснять, что в Саратове лет десять живет совершенно официально. Умные люди подсказали ермолку надеть — стал вылитый еврей, сержантам неинтересный. Говорит, ермолку грузины «шайтан-шапкой» называют. За ее магическое действие на наших правоохранителей.

Высказанное вслух недоумение президента порядками на российских рынках и наличием в регионах нелегальных мигрантов известно какой национальности правоохранительные органы области восприняли как указание. И понеслось. Почти 200 нелегалов за две недели были подготовлены к депортации за пределы области, 138 из них дожидается Грузия. Говорят, что поиск «беспаспортных» проводился даже в автобусах. Малейшее подозрение — и товарищ «…дзе» или «…швили» отправлялся далее уже в комфорте милицейского уазика. С проверками столкнулись подавляющее большинство мелких легальных бизнесменов с характерными фамилиями. Далее наступила очередь не совсем легального бизнеса. Стали обнаруживаться цеха по производству чего-то, которые на самом деле занимались клонированием низкопробного фальшака, от одежды до водки. И вообще, в каждом таком полуподпольном производстве самым тщательным образом начал выискиваться грузинский след. Если находился, цеху сразу же наступала крышка. Заодно потрясли и саратовские стройки, где особо любят труд нелегалов. В принципе, нормальный процесс, если бы не явно видимый национальный акцент на совершенно определенной национальности.

Что настораживает в этом процессе? Скорость реакции на события. Понятно, что в России многие действия носят характер «компанейщины». Особо этим грешат наши правоохранители. Вспомните многочисленные «Тайфуны», «Конопли» и прочее. Месяц следим за скоростным режимом автотранспорта возле школ, в следующем месяце проверяем соблюдение паспортного режима. Ну привыкли так! При этом прохождение столь специфичных команд по всей милицейской вертикали, как последний случай «ату генецвале», занимает примерно неделю. При условии изрядного пресса сверху. Этот же пресс придает процессу необходимую серьезность и напор в работе конечных исполнителей. Что мы видим сейчас? Масштабный приступ российского гнева в отношении грузин на территории России длился примерно неделю. Потом, что называется, отпустило. Но команды «отбой» на местном уровне не последовало. Задачи политического момента несколько сместились, о чем саратовские силовики проинформированы не были, а потому продолжают движение по инерции. А заканчивается это движение еще медленнее, чем начинается. Оно и понятно. Сколько надо начальственной энергетики, дабы вложить в умную оперуполномоченную голову мудрую мысль? И вытеснена оттуда она может быть следующим мудрым направляющим указанием, ибо голова участкового пустоты не терпит.

Если называть вещи своими именами, надо честно признать участие саратовских силовиков в реализации совершенно определенной политической линии общероссийского значения. Рикошетом была задета и национальная политика как таковая, брошенная на произвол судьбы в совершенно конкретном регионе. В Саратове опасно поднимать национальный вопрос в принципе, тем более милицейским домкратом. Слишком много у нас национальностей с их порядками и бизнесом, которые не любят никаких посторонних проникновений. К сожалению, уровень развития национальных анклавов и диаспор на территории области навевает определенную ассоциацию с пороховой бочкой. Добро бы только относительно мирные и спокойные армяне, грузины и азербайджанцы. У нас имеют место локальные поселения различных «горцев», где давно уже не осталось представителей титульной нации, зато имеется много оружия и готовности пускать его в ход не терзаясь моральными ограничениями. Примеры? Аркадак, Ртищево, Новоузенск, Пугачев, Вольск. Кстати, Вольск — с его недавней находкой профессионального схрона боевой взрывчатки со всеми комплектующими. Какой там национальности этот динамит?

Не можешь прекратить процесс — возглавь его. Мудрое правило управленческой элиты всех времен и народов. Для Саратовской области общероссийская кампания в отношении Грузии и ее граждан опасна, поскольку у нас есть серьезные проблемы в национальной политике как таковой. Действия силовиков несколько специфичны и могут стать запалом для большого костра наших сугубо областных проблем. Отсюда вывод: областная власть ни в коем случае не должна занимать позицию невмешательства и самоустранения. Где-то сгладить, где-то направить — губернатор области назначен президентом и должен оказывать воздействие на деятельность местных силовиков. Потому что приведенный в действие вольский арсенал в конечном счете будет проблемой губернатора. Можно сколь угодно долго ерничать, что по территории вверенной Ипатову области грузины передвигаются в ермолках. Не в этом суть. Власть она такая хитрая штука, что не терпит пустоты. Если из национальной политики ушла государственная исполнительная власть региона, в нее приходит государственная правоохранительная. Со своими методами. Часто далекими от толерантности.

Михаил Петровский

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
164