В прошедший понедельник на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению Саратовской городской думы был снят с обсуждения вопрос «О структуре администрации города», внесенный на рассмотрение главой горадминистрации Николаем Романовым. За это решение проголосовало единоросское большинство комиссии. Формальным поводом для отказа в рассмотрении стала неподготовленность вопроса, хотя в чем, собственно, эта неподготовленность выражалась, никто из единоросов пояснить не смог. Ссылки на отсутствие заключения КСП брать в расчет не стоит. Уже на Думе было заявлено о необязательности такого заключения. Отказ в рассмотрении вопроса о структуре администрации стал первым крупным аппаратным поражением саратовского главы администрации.
Вопрос структуры управленческого аппарата не имеет никакого значения для рядового горожанина. Обывателю наплевать на то, как именуется должность того или иного чиновника, впрочем, как и на самого чиновника. Главное — чтобы он нормально выполнял свои обязанности. Однако структурный и кадровый вопросы являются ключевыми для руководящего состава управленцев. Способность создать и протащить через многочисленные согласования свою структуру, заполнить её своими людьми свидетельствует о политической и управленческой силе руководителя. Неспособность сделать такой шаг говорит о приближающейся политической кончине. Достаточно вспомнить пример из недавней саратовской истории. Судьба Дмитрия Аяцкова оказалась предрешенной после того, как он не смог провести через согласование в областной думе своих заместителей, и они много месяцев работали с приставкой «и. о.». Речь в данном случае идет не о структуре, а о её реальном наполнении — назначении чиновников на конкретные должности. Неспособность Романова «протащить» свою структуру свидетельствует о его управленческой слабости и непрочности союза, в результате образования которого Николай Степанович и стал саратовским городничим. Сегодня Романов обречен работать по правилам, сформулированным ещё Юрием Аксененко и закрепленным в управленческой структуре. Главе администрации Саратова показали его место и намекнули на степень реальности полученных полномочий.
Парадокс же ситуации состоит в том, что Романов формально является ставленником «Единой России», которая и имеет большинство мест в городской думе. Отказ депутатов поддержать предложенную структуру можно расценить, как отказ партии своему выдвиженцу в поддержке. Ситуация, прямо скажем, двойственная, причина которой — в неумении Николая Степановича выстроить свои отношения со всеми крупными местными политическими силами. Конечно, для этого было мало времени, но оно было. Теперь уже ясно, что поддержки Ипатова и Писного оказалось недостаточно. И у единоросского большинства есть возможности в подковерных интригах демонстрировать свою силу. Грозит ли Романову изоляция? Сложный вопрос. Отсутствие сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти в Саратове грозит параличом всей системы городского управления. Это не нужно ни Романову, ни Грищенко, и уж тем более не нужно Павлу Ипатову, который долго и упорно причисляет избрание Романова к своим победам. Конфликт городских властей приведет к обострению ситуации в начале отопительного сезона и в период подготовки бюджета. Жертвами негативного сценария могут оказаться многие саратовские политики. Не в их интересах раскачивать лодку. Но эскалация разворачивающего конфликта возможна, если глава саратовской администрации сделает неправильный политический выбор.
В негативный сценарий событий верится с трудом. Локальное благоразумие иногда присуще нашим руководителям. Войну всех против всех в главном городе области не простят никому. Саратовская область и так уже стала головной болью федеральной власти — благодаря своим постоянным конфликтам. И Ипатов, и Романов вынуждены пойти на уступки единороссам, о предмете которых мы узнаем в самое ближайшее время. Однако существует вопрос, стоящий выше политических разногласий — это вопрос денег, иначе говоря — бюджета. Романов сможет изменить ситуацию в свою пользу, если сделает формирующийся сейчас бюджет механизмом управления политической ситуации в городе. Большинство городских депутатов имеют свои виды на отдельные бюджетные строчки, а это — предмет для самостоятельного торга. Если Романов не пойдет на превращение бюджета в инструмент управления политической ситуацией — его станет жалко. Долго он не усидит. Если научится управлять поведением депутатов при помощи бюджетных денег — станет жалко нас, горожан. Такое мы уже проходили — во времена Юрия Аксененко. Так что жертвы будут в любом случае.
Сегодняшняя ситуация с Романовым заставляет задуматься о реальной конфигурации политического пространства в Саратове, степени его стабильности и предсказуемости. Вопрос действительно интересный, а поэтому оставим его на потом.
Сергей Сергеев.