Телефоны для связи
Статьи
Договорная лихорадка
28 ноября 2010, 18:28

Поговорка «Написанное пером не вырубишь топором» в Саратовской области себя полностью дискредитировала. Слишком много последнее время «плодится» бумаг с печатями и подписями высоких должностных лиц, которые ни к чему не обязывают высокие договаривающиеся стороны. Правилом хорошего тона при любом общении с саратовской властью стало обязательное подписание очередного договора о сотрудничестве. Дескать, власть хочет, пусть получит, нам не жалко. Тогда зачем нашему областному руководству такая показуха?

На позапрошлой неделе губернатор области, обычно аккуратный в оценках других политиков, тем более федерального масштаба, буквально «оторвался» на Анатолии Чубайсе. Эмоциональные обвинения в «двойных стандартах» в ответ на пророчество энергодефицита в Саратовской области в начинающемся отопительном сезоне. В качестве ответа обвиненной стороны — придание гласности решения заморозить строительство очередных энергоблоков на БАЭС лет эдак на пять. Если перевести эту несколько подрастянувшуюся во времени перепалку Ипатова и Чубайса на понятный человеческий язык, в сухом остатке мы будем иметь временное свертывание самого большого инвестиционного проекта, который теперь уже осуществлялся на территории Саратовской области. Напомним, этот инвестиционный проект в совокупности стоит нескольких областных бюджетов и всех заключенных губернатором Ипатовым инвестиционных соглашений. Действительно, что такое пара магазинов, пусть и с приставкой «гипер», по сравнению с парой атомных энергоблоков? Совершенно понятно, не срослось у Чубайса и Кириенко с многоуважаемым экс-директором БАЭС. Еще одно интересное наблюдение: Павел Леонидович любит повторять, что намерен губернаторствовать на Саратовщине до 2010 года. Как минимум. Росэнергоатом в лице Сергея Владиленовича сообщил о нецелесообразности продолжения главной саратовской стройки до 2010 года. Как минимум. Вполне возможно, данные сроки в свое время будут пересмотрены. Это время наступит, когда сменится либо глава Росэнергоатома, либо глава Саратовской области. В общем, или сдохнет ишак, или умрет падишах.

Губернатор Ипатов не сошелся во взглядах со своими бывшими смежниками-начальниками уже достаточно давно. Во время его губернаторства трещинка отношений расширялась, пока не стала пропастью. В узких кругах хорошо известны эпитеты, коими награждают друг друга вышеупомянутые лица. Хорошо известны факты определенного блокирования самой возможности для Павла Ипатова идти далее по атомно-энергетической стезе. Но не это тема нашего рассказа. Главное — в другом. За ради строительства энергоблоков БАЭС были подписаны кубометры документов, принимались областные и федеральные законы, документы утверждались чуть ли не на уровне небесной канцелярии, что не помешало принятому решению быть переведенным в разряд «непринятых». Не хотелось бы все списывать на фактор межличностных отношений, но осадочек остается. В связи с этим другой вопрос: что стоят маловразумительные договоры о сотрудничестве Саратовской области с целой ротой инвесторов, которые наплодил Павел Ипатов за полтора года своего губернаторства, на фоне отказа государственного инвестора супер высшей лиги инвестировать в регион, несмотря на кубометры подписанных бумаг с печатями?

Договорная лихорадка в Саратовской области продолжается. Глава региона, заезжая в родные пенаты в пересменке между очередными экономическими форумами, привозит какие-то там соглашения. Нам все это привычно — прежний губернатор тоже очень любил такие соглашения, за что был нещадно критикуем губернатором нынешним. Дескать, зачем области какие-то договоры, от которых не видно реальных инвестиций? Чего говорить — увлекся Павел Леонидович копированием предшественника. Хотя прямого плагиата в действиях Ипатова нет. Он сумел привнести свою изюминку в надоевший до одури процесс. Какую? Часто приходится слышать фразу: «Чем Аяцков кончил, тем Ипатов начал». Соглашаясь с этой фразой, можно предположить некую «обратность» политической мысли Павла Ипатова. Так сказать, аяцковской дорогой идем, но задом наперед. Свои последние договоры с инвесторами приснопамятный Дмитрий Федорович плодил от неуверенности в своем политическом будущем. Логика в действиях Аяцкова была проста, как портянка — придет могучий внешний инвестор и своим федеральным политическим ресурсом защитит Аяцкова как гаранта его местных капиталовложений. У Павла Ипатова была другая боль. Абы инвестор не сбежал, а вот мы его договорчиком и удержим. Только для любого инвестора главное — расчет и целесообразность. Если выгодно исполнять мифические обязательства перед областью, значит, будет строить новые заводы. С учетом специфики Саратовщины — новые большие магазины. Коли невыгодно — не обессудьте, так получилось. А с договором идите в арбитраж — пусть судья посмеется. Первые договоры Павла Ипатова тоже появились от определенной неуверенности. Он тогда еще не до конца понимал, что в Саратове надо словами договариваться, а не бумагами.

Двигаясь «аяцковским противоходом», Павел Ипатов вошел во вкус многочисленных договоров. Вкус своего нового начальника быстро переняло измученное французским вином саратовское чиновничество. Все различные договоры о сотрудничестве неизвестно кого с неизвестно кем стали плодиться со скоростью яиц у наседки-рекордсменки. И уж если речь зашла о яйцах… Все куроводческие бараки тоже подписали соглашение с губернатором о производстве яиц в расчете на куриную душу. Неохваченными договорным энтузиазмом остаются немногочисленные крестьянские курятники средней величины. Ничего. Осень только началась, а цыплят, как известно, по осени считают. И они внесут свою скромную лепту. Как говорится, до мышей скоро дойдем.

В свое время первые договоры, которые подписал Аяцков, носили исключительно политический характер. Назывались они по-разному: «Договор об общественном согласии и социальном партнерстве», «Договор о социальном мире и сотрудничестве» и т. д. и т. п. Пять разных названий, но суть одна: поддерживаешь нового губернатора Дмитрия Федоровича Аяцкова? Подпиши бумажку и гуляй спокойно. Надо сказать, что подписанты, которые позначительнее, сначала в приватной обстановке с губернатором по рукам били. И уж потом перо в руку брали. Так принято в нашей области — сначала словами вопросы решать. А теперь? Форма осталась, сути нет. На прошлой неделе правительство области заключило соглашение с саратовской епархией, естественно, о сотрудничестве, потому что если бы епархия была бы инвестором, то тогда — договор. Кроме свободы от совести в нынешнее правительство саратовская епархия инвестировать ничего не в состоянии. Хотя этой свободы в правительстве и так достаточно, того и гляди, само с епархией поделится. Поэтому появилась очередная никого ни к чему не обязывающая бумажка. Правда, она несколько отличается от других, потому как — политическая. Смысла в ней ни на грош, о чем честно с экрана телевизора поведал министр культуры Михаил Брызгалов. Вот его точные слова: «Очень рад тому, что мы пришли к общему пониманию — необходимости придать новый импульс нашей совместной деятельности». Вы поняли, зачем заключено соглашение? Я — нет. Но оно в своем ряду первое, потому что политическое. А перечень политических соглашений может быть ну очень велик. Аяцковские договоры о согласии с Аяцковым наподписывало три тысячи каких-то общественников. Многие из них по-прежнему жаждут чего-нибудь подписать.

Есть у меня подозрение, что Павел Ипатов пришел к началу аяцковского пути. Хотелось бы напомнить, что дорога Аяцкова была длиною в 9 лет. Павел Ипатов — настоящий спринтер. Уложился в полтора года.

Михаил Петровский

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
134