На прошлой неделе неожиданно случилась годовщина очень серьезного события в жизни нашей страны. Не далее как 5 сентября 2005 года президент России В.В. Путин на всю страну объявил о начале реализации четырех приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства и жилищного строительства. Вскоре подоспело соответствующее постановление, и в стране началась настоящая кампания по развитию. В соответствии со всеми законами несколько подзабытой эпохи «развитого социализма». По мощности информационного сопровождения успехов в деле претворения в жизнь проектов с приоритетами сравнима только «пятилетка в четыре года». Утюг в розетку воткни — убедительно расскажет про возрождение чего-нибудь. На федеральном уровне появилось даже некоторое ноу-хау в виде целого вице-премьера, лично ответственного за правильность реализации приоритетов. Именно он стал эдаким «верховным комиссаром», уполномоченным «склонять» на проектную тему любого государева мужа России, включая самого премьера, но за минусом президента. И уж тем более, губернаторов полудепрессивных регионов, за право не входить в которые с переменным успехом бьется наша многострадальная область.
Скорость реакции Павла Ипатова на неожиданно свалившееся счастье тогда, в сентябре прошлого года, была просто поразительной. Уже на следующий день, 6 сентября, на очередном внеочередном заседании областной думы Павел Ипатов собрал вокруг себя журналистов практически всех более менее значимых областных СМИ. Вернее, организовала планово-спонтанный подход прессы к губернатору тогда еще пресс- секретарь Маша Комарова. Но пылкая речь Павла Ипатова от этого менее пылкой не стала. Говоря по совести, я не помню, на какую тему тогда Дума заседала. И не помню, чтобы Павел Ипатов говорил со СМИ более ярко и живо. Но это частности. Собственно, генеральный вектор ипатовских слов сводился к тому, что еще позавчера на территории области началась работа, про необходимость которой президент говорил вчера. В общем, очень вовремя выступил товарищ президент. Хорошо попользовался шикарной возможностью товарищ губернатор.
За истекший год национальные проекты стали и вектором, и символом, и тантрой всех чиновничьих выступлений. В полном соответствии с законами современной политической системы из регионов в Москву потянулись вереницы отчетов про успехи в развитии образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства. «Заветы партии – в жизнь!» — однозначно и безусловно. Второй закон выживаемости губернаторов в России гласит: «Будь ревностным проводником и исполнителем политики федерального центра на территории вверенного региона, и губернаторствуй далее». Если кому интересно, то первый закон в вольной транскрипции выглядит так: «Губернатор беззаветно предан Кремлю и всемерно верен каждой его башне». Так что — кто не «всемерно», и уж тем паче не «беззаветно», тот не губернатор по определению. Отсюда вывод: национальные проекты есть смысл существования любого главы региона. Главы регионов, большей частью политики, обремененные недюжинным опытом выживания в любых условиях, с подобной постановкой вопроса даже спорить не стали. И кинулись ревностно исполнять. Поскольку в России живем, часто степень ревностного исполнения определялась общими децибелами и продолжительностью звуков про «ревностное исполнение». Причем, вещали как населению на территории вверенного региона, так и соответствующему ППП в ?ФО. Особо удачливые могли повещать даже Спасской башне. Таковы неформальные правила выживания в губернаторском кресле.
Я не стал бы утверждать, что во всех регионах хотя бы Приволжского Федерального округа 5 сентября отмечалось как национальный праздник. Но в подавляющем большинстве местные власти нашли время, аргументы и цифры, дабы достойно отметить первую годовщину новой национальной политики. В минувшую субботу в своем неуклонном движении в кильватерном строе за президентом отметился последний «приволжский» губернатор. Насколько позволяют возможности Интернета взглянуть на жизнь другого региона, можно увидеть, что народных гуляний по случаю годовщины нигде не наблюдалось. Но кампания отчетов, венчал которую глава региона, присутствовала практически везде. Развороты официальных газет, набитые цифрами, серия рассказов отраслевых начальников на местных голубых экранах, публичное резюмирующее выступление главы региона — все как полагается. Саратовская область стоит несколько особняком. Заинтересовался. Выяснилось — про годовщину у нас несколько подзабыли. Планы про рассказы о наших успехах только верстаются. На этой неделе будут утверждены.
Давайте честно скажем — развороты в газетах и массовая долбежка про успехи нацпроектов в Саратовской области самому населению Саратовской области без надобности. Но вся эта мишура нужна губернатору, если он желает и дальше им оставаться. Потому что недостаточно ревностное выполнение закона номер два приведет к сомнению в конгруэнтности Ипатова закону номер раз. Потому что пропагандистская машина берет всеобщностью и массой. Потому что запоздалое вступление региона в хоровое пение остальных в предвыборных условиях (сами знаете, какие выборы не за горами) превращается в вопрос политический, каковым изначально была тема национальных проектов.
Россия поступательно движется по пути усиления государственности — и удачи ей в этом. Подобный путь предполагает некоторую переоценку места губернаторов в политической системе страны в целом. Меняется их функция и предназначение. И продемонстрированная Саратовской областью «забывчивость» разных годовщин получит справедливую оценку со стороны соответствующих кремлевских башен. Надо ли говорить, кому будет выставлена оценка. Допускаю, что в правительстве Павла Ипатова мало лиц, искушенных в правилах новой политической системы. Но не до такой же степени! Вполне возможно, что кто-то знал, предвидел, но молчал, поскольку — не его дело, и каждый имеет полное право на свои ошибки. Дескать, пусть сами отдуваются. И сложно ставить в вину Александру Бабичеву подобную политическую накладку. Он еще не совсем чиновник, как и многие другие соратники Павла Ипатова. Но все это никого интересовать не будет. Важен факт. А когда факт уже почти налицо, надобно минимизировать его последствия. В таких случаях вариант всегда один. Глава региона бросается на амбразуру с хорошо продуманной легендой. Ведь и с головы можно начинать, а не с отраслевых министров и зампредов! Сумел же Павел Ипатов год и неделю назад красиво попользоваться ситуацией? Сумел. А сейчас почему — нет? Одно пламенное публичное выступление перед прессой, и все. А остальные танцы — после.
Небольшое лирическое отступление. Имеющаяся ситуация называется классической информационной угрозой. Под ударом сам губернатор. Беречь Павла Ипатова от подобных угроз призвана его личная пресс-служба. Сравните скорости реакций пресс-службы сейчас и год назад. Печально? И дело далеко не в Маше Комаровой.
Михаил Петровский