Президент Владимир Владимирович Путин считает, что рубль укреплять больше не надо. Хотя бы потому, что скоро российские граждане начнут покупать больше импортных товаров, чем российских, которые начнут проигрывать последним по главной паре признаков цена-качество. Если у российских граждан объективно появится такая возможность, то они, конечно, выступят за дальнейшее укрепление рубля. Тем более, если узнают, что чем рубль крепче, тем меньше инфляция. В общем-то, укрепление рубля на обывательском уровне невыгодно только тем, кто хранит свои деньги не в российских, а в американских рублях.
На государственном уровне резоны другие. И там дальнейшее укрепление рубля невыгодно. Потому что оно начинает бить по компаниям-экспортерам, которые, обращая валютную выручку в рубли, болезненно относятся к каждой потерянной на растущем курсе копейке. Что-то такое руководители компаний донесли до президента Владимира Владимировича Путина, а он уж эту озабоченность донес до минфина в лице министра Алексея Кудрина. Беда только в том, что Кудрин за укрепление рубля не отвечает. Его забота – инфляция, которая не должна сожрать прибавки к пенсиям и зарплатам в предвыборные годы. За то, сколько российских рублей дают за американский доллар отвечает Центробанк, который Алексею Кудрину не подчиняется. Минфин и ЦБ – это две уравновешивающие денежную политику силы. И Алексей Кудрин не может прийти к Сергею Игнатьеву и спустить ему по вертикали твердое пожелание президента. Но Сергей Игнатьев не может не услышать президента Владимира Владимировича Путина, который несколько лет назад посадил его в кресло главы Банка России вместо плоходоговороспособного Виктора Геращенко. С Виктором Геращенко, после того, как он это свое качество попробовал попроявлять, перестали вообще договариваться, хоть по денежному обращению, хоть по ЮКОСу, в совет директоров которого он ушел председателем и теперь говорит оттуда, как думает. А ему в ответ за это присылают в кабинет следователей генпрокуратуры. Сергею Игнатьеву эти экстремальные игры с руководством страны ни к чему. И он на днях публично показал, что услышал президента Владимира Владимировича Путина.
«Мы решили взять паузу и воздержаться в ближайшие месяцы от повышения номинального эффективного курса рубля к корзине валют», - сказал Игнатьев, выступая перед членами Ассоциации российских банков. А на следующий день первый заместитель Сергея Игнатьева - Алексей Улюкаев сообщил, что его начальник не подправлял курс ЦБ, а всего лишь «отзвонился», что сигнал принят. На самом же деле Центробанк по-прежнему будет укреплять рубль. Потому что других механизмов сдерживать инфляцию у него, в общем-то, и нет. А за инфляцию с ЦБ спрашивают не меньше, чем с Кудрина.
Пока аналитики гадают, кто и как будет выходить из создавшейся ситуации, и кто чем больше дорожит – креслом с портфелем и зарплатой, репутацией, политической стабильностью или экономическим ростом, российские граждане понесли доллары в обменные пункты.
По информации Алексея Улюкаева, за первые шесть месяцев этого года россияне обменяли 5,1 миллиардов долларов против 1,7 миллиардов, обмененных годом раньше. И тенденция будет нарастать. Первый зампред озвучил информацию в конце прошлой недели, и на нее тут же среагировали коммерческие банки. По крайней мере в Саратове. Те, что и без того избавлялись от долларов, торгуя ими по цене близкой к официальному курсу, снизили ее еще ниже. То есть на прошлой неделе доллары в Саратове можно было купить по цене 26 рублей 81 копейка, а на нынешней уже по 26 рублей 73 копейки. А продать банку максимум по 26 рублей 65 копеек.
Причем, цифра, по которой доллары можно будет сбыть, скорее всего все-таки поползет ниже. Большинство из прогнозов сводится к тому, что психологическая отметка в 26 рублей в этом году все-таки будет пройдена. Аналитики, щадящие возникающие по этому поводу у российских граждан эмоции, подсказывают, что тем, кто не успеет или не решится сейчас прийти к обменникам, кусать себе локти может и не придется. Центробанк к концу года для подбивки отчетов наверняка опустит рубль, немножко подняв доллар. Но, в любом случае, за ситуацией надо следить.
Для этого совсем не обязательно разбираться в хитросплетениях властно-банковских рокировок. За этим следят в конце-концов аналитические отделы коммерческих банков. А рядовому саратовцу доступны результаты их коллективных усилий. С легкой руки Юрия Зеленского. В пору, когда он больше интересовался, как выделиться в банковской среде, а не в партийной иерархии, Юрий Борисович продвинул новаторскую тогда на российском фоне идею общебанковского сайта. На нем до сей поры можно сравнивать условия большинства банковских услуг. Чтобы идти, решившись на кредит, вклад, сейф, обмен купюр, не в первое попавшееся на пути, а в сознательно выбранное кредитное учреждение.
Так, если вы решили купить доллары, то самый лучший курс (26.73) в конце прошлой недели предлагал банк Саратов. Минус для обменной операции в нем только один. Пункт выдачи расположен по одному адресу на Шелковичной. На копейку дешевле ваши рубли оценят в Трасте и саратовской Софии. Это еще 4 обменные кассы. По 26.75 доллары продаются в Агроросе, Банке Высоких Технологий, Волгинвестбанке, Красбанке, НВК-банке, Экономбанке, Электронике, и саратовском филиале Энгельс-банка. Дороже всего вы купите доллары, если соберетесь обменивать рубли в филиале Росбанка (27.20) или филиале пензенского банка Тарханы (27.00). Таким образом разрыв между выгодным курсом для клиента и невыгодным составляет 47- 45 копеек на каждый доллар. Если вы нуждаетесь в 100 долларах, то 45 рублей, вынутых из вашего бумажника по непродвинутости, погоды не сделают. А если в 10 тысячах? Это уже минус 4,5 тысячи рублей.
Если же вы решились в ближайшие дни превращать доллары в рубли, то вам в филиалы Альфа-банка и БИН-банка (26.65). На две копейки меньше курс в банке Саратов, на пять копеек (26.60) в Волгоинвестбанке и Связь-Банке. Минимальный курс в филиале банка Тарханы (26.00) и в саратовской Синергии (26.05). В переводе на прикладную математику, за 1 тысячу вынутых из-под матраца долларов вам могут дать в банке 26 тысяч 650 рублей, а могут просто 26 тысяч. В тот момент, когда я пишу эти строчки. Информация в сводной таблице обновляется ежедневно. И влияют на курс не только заморочки в кремлевских окрестностях. Если какой-то банк знает, что ему скоро потребуются доллары, то он повысит на них покупательную цену. Если доллары ему не нужны, то установленным курсом он вас к себе с ними и не приглашает.
Ольга Копшева