Телефоны для связи
Статьи
Блеск и нищета политпиара
28 ноября 2010, 18:28

Виртуальность сферы политической – факт бесспорный. Мы обсуждаем и анализируем факты и явления, которые не имеют к нам никакого отношения, более того, большинства из них просто не существует в реальности. Они придуманы и живут своей жизнью, часто не пересекаясь с реальным миром. Мир политики – это сфера виртуальных образов и явлений, специально создаваемых для массового потребления. Речь, прежде всего, об образах политических деятелей. В Саратове не так много политиков, которые признают за политическим PRом и имиджмейкерством право на существование. Большинство политиков искренне считают, что народ все должен видеть сам и должен самостоятельно оценивать происходящие. А поэтому сфера информационного сопровождения политической деятельности в Саратове развита слабо. Исключение составляет предвыборный PR, который, однако, медленно умирает. Одним из немногих для кого PR далеко не пустые слова – Вячеслав Володин. Его информационные компании масштабны и всегда заметны. Он смог системно организовать эту деятельность и как результат – она отличается эффективностью. Точнее отличалась. Последние месяцы показывают, что информационные компании Вячеслава Викторовича теряют былую эффективность. Причинам этого и посвящена эта статья.

Информационное присутствие в регионе для Володина всегда было одной из приоритетных задач. В разные времена он решал её по разному. Но в информационном поле региона Володин был даже тогда, когда фактически отсутствовал. Однако к организации самостоятельных массовых акций он приступил где то лет пять назад – на середине своего первого срока работы в Государственной Думе. В короткое время он стал лидером информационного процесса и смог быстро оттенить своего бывшего шефа Дмитрия Аяцкова. Но период доминирования Володина постепенно заканчивается. Сегодня володинский PR напоминает процесс кормления ребенка манной кашей. Ребенок уже сыт, он больше не хочет, но любящая мама ложку за ложкой пытается впихнуть манку в малыша. Сначала у него появляется протест, потом отрыжка, ну а если любящая мамаша не остановится, то на всю жизнь от слова «манка» у человека начинают идти мурашки по коже. Так и с володинским PRом. Первоначально нам пытались доказать, что он лучший. И мы согласились с этим, признавая его роль в обустройстве губернии. Затем, что он самый лучший. А теперь, что он лучший из лучших. Это уже перебор. В ответ на лилейные репортажи о вице-спикере постепенно появился протест, потом отрыжка. Ещё немного, так и до мурашек дело дойдет. Следствие этого – волна критических публикаций. Володина не критикует сегодня разве только ленивый. Его обвиняют в грехах, к которым он не имеет отношения. А все потому, что стадия отторжения пройдена. Общество перекормлено. Но володинские информационные технологи никак не могут остановиться. В какой то момент они сознали, что эффективность PR мероприятий падает и решили улучшить ситуацию количеством материалов. Качество постепенно переходило в количество. Но и это уже не спасало. Пошли угрозы: мол уеду от вас в Пензу, лишитесь вы федеральных денег. В угрозы никто не верил. Они вызывали только улыбку. А ведь Вячеслав Викторович действительно достойный человек, который как никто другой много сделал для области. Одна из причин возникших проблем – статичность образа. Пять лет назад образ щедрого Деда Мороза был логичен и востребован. На фоне популиста Аяцкова Володин представал человеком дела. Но статичность губительна для политики и политика. Она приводит к появлению чувства привыкания, когда заранее все известно, а поэтому интерес к персоне исчезает. Точнее он постепенно замещается раздражением. Знак «плюс» меняется на «минус». Представьте себе ситуацию, чтобы три года назад какой-нибудь журнал опубликовал экспертные данные о состоянии Володина. Журналисты в один голос заголосили бы о провокации Аяцкова. Сегодня эту информацию моментально скушали и поверили журналистским домыслам. Значит, негативное отношения к Володину уже начало доминировать в нашем обществе, точнее – пока в среде элиты. Но так и до потери поддержки населения не далеко. И от этого становится грустно. Вячеслав Викторович в информационной сфере чем то напоминает сегодня Аяцкова во второй срок правления. Он тоже не мог понять почему его, строителя сотен школ, километров трубороводов и мостов, разлюбил народ. Не мог понять и все. Он ждал благодарности и славы. Но не дождался ни того, ни другого. Народ просто устал от статичного в своей информационной стратегии Аяцкова, так же как он устает сегодня от Володина. Согласитесь, что сегодня Володин на экране абсолютно предсказуем, а поэтому и неинтересен. Все как и пять лет назад. Посещение объекта, слова благодарности учителя или врача, стоящие по стойки смирно глава района и партийные чиновники и конечно, знакомый с детства голос Аллы Лосиной. Десять лет она шелестом своих губ повествует нам о жизни великого кормчего. Ничего не имею против Аллы Вольтеровны, уважаю за многие дела Вячеслава Викторовича, но пять лет лосинских рыданий в эфире – это перебор. Володинские объекты – дело действительно хорошее. Но кто подумал какая реакция у жителей Перелюба на ремонт очередной школы в Вольске или Хвалынске так резрекламированный нашим телевидением. Наверно сначала появляется интерес, затем зависть, ну а после – раздражение. Зачем жителю Перелюба знать о вольских делах? Ему своих проблем хватает. А уж в Вольске или Хвалынске о ремонте школы каждый знает и так без сюжета по российскому телевидению. Проблема цели и средств в володинском PR сегодня обострилась как никогда.

Имидж политического лидера – явление крайне динамичное. Периодически – раз в 3-4 года он претерпевает существенные изменения. Должен претерпевать. Это закономерность не только политической имиджелогии. Регулярный ребрендинг- обязательное условие сохранение внимания к существующему бренду. Это уже закон из области экономики. Володин с корректировкой собственного имиджа опоздал. Его надо было осуществлять года полтора назад, когда на смену Аяцкову пришел Ипатов. Тогда в области менялось многое, только не имидж Вячеслава Викторовича. Он так и остался молодым и здоровым Дедом Морозом с безразмерным мешком. Но на фоне действий Ипатова мешок как-то потускнел. Павел Леонидович все таки смог начать решать областные проблемы: строятся дороги, наводится порядок в социалке. Володин вовремя это не понял и сегодня пожинает плоды своей ошибки. Исправить ситуацию в сжатые сроки не удастся. Корректировка имиджа процесс трудоемкий и необычайно затяжной. Однако выжидать тоже нельзя. Информационные проблемы сами собой не решатся. Их надо решать.

Сегодня информационная машина Вячеслава Викторовича работает вхолостую. Она пытается жить по законам пятилетней давности, воспроизводя вновь и вновь уже привычные формы работы, придуманные 5 лет назад. Но тогда они были оправданы и адекватны ситуации. Сейчас - уже нет. А поэтому даже благие начинания – под прицелом критики. Социальные проекты партии – предмет постоянного журналистского стеба, личность вице-спикера – объект если уж не насмешек, то точно критического анализа. И чем дольше Володин будет идти проторенной дорожкой, тем сложнее его положение в информационной сфере. Иногда кажется, что Володин отстает от Аяцкова в своих делах и начинаниях лет на пять. Аяцкова тоже сначала любили, ждали от него чуда и помощи. В свою очередь Дмитрий Федорович любил красоваться на экране телевизора, посещать районы, строить социальные объекты и газопроводы, слушать теплые слова от благодарных жителей. Вам это ничего не напоминает?

Но потом любовь закончилась. Потому что помощь всегда порождает эгоизм и разочарование неизбежно. В конце первого губернаторского срока Аяцков стал превращаться в источник разочарования, сегодня на его роль претендует Вячеслав Викторович! История, однако, повторяется. Понимают ли это её фигуранты?

Эта статья не является полномасштабным исследованием проблем имиджа саратовских политиков. Это, скорее всего лишь заметки на тему, навеянные очередным телевизионным сюжетом. Но поднимаемые проблемы реальны, а значит, требуют анализа и обсуждения.

Сергей Сергеев.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
57