Почти миллион рублей получит (или получил?) ГУП «Саратовский аптечный склад» от министерства здравоохранения и социальной поддержки за «хранение наркотических средств». Сведений о том, сколько при этом стоят наркотические средства, нуждающиеся в хранении на складе, в сухом реестре госзакупок найти, увы, не удалось. Наименования этих средств и потребителя, пока тоже. Но, судя по тому, что онкологические и психоневрологические диспансеры, а также областная психиатрическая больница имени Святой Софии, сами являются устроителями конкурсов на поставку нужных им товаров и услуг, то наркотические средства предназначены не им. Вопрос, кому, конечно, интересный, но при анализе деятельности минздрава области по организации закупочной деятельности, не единственный. И не самый главный.
В реестре закупок с января по август удалось насчитать более двухсот конкурсов по закупке лекарственных средств, медоборудования, медтехники, изделий медицинского назначения и медикаментов, аптекам, допущенным к распространению лекарств среди льготников.
Наибольшее количество закупок осуществили сам минздрав и областная клиническая больница. А всего право на закупочную деятельность было дано почти трем десяткам медучреждений. Точно представляя, что на самом деле их гораздо больше, возникает первый серьезный вопрос. Почему не всем медучреждениям дано право самим выбрать себе поставщиков медицинской продукции? И по какому принципу одни попали в списки заказчиков, а другие нет?
Объяснения в койко-местах не проходят хотя бы потому, что среди закупщиков есть и крупные лечебницы, и совсем небольшие центры специализированного обслуживания. Такой, например, как ГУЗ «Областной врачебно-физкультурный диспансер», получивший от бюджета в апреле «добро» на закупку медтехники на 220 тысяч рублей. Больше ему, вроде бы, в этом году ничего не потребовалось. Еще одно открытие связано с областным центром планирования семьи. Если медоборудование туда закупается за счет денег областного бюджета, а лечение и консультации платные, то либо центр некорректно поступает по отношению к женщинам, либо отдельные семьи все-таки лечатся бесплатно.
Попытавшись убедить себя в том, что логика в выборе заказчиков все-таки есть, попробовала выписать медучреждения по важности специализации. Дескать, самым важным учреждениям закупки нужны срочно, без проволочек и нужного качества. Неудовлетворенные волокитой в чиновничьих кабинетах, руководители этих учреждений получают от минздрава только деньги на счет, а остальное берут в свои руки, сами на себя пеняя, если что не так. Картина получилась опять далекая от логики. Психические и психоневрологические больные, хроники туберкулеза, люди, имеющие ВИЧ-положительные пробы – все из категории плановых пациентов, в лечении которых спешка только вредит. Но медучреждения этого профиля в списке заказчиков есть, а института ортопедии, например, нет. Хотя его специалисты вынуждены, успевая за временем, не только изучать рынок медицинских новинок, но и как можно скорее внедрять проверенные в сходном медучреждении соседнего региона. Более информированные в медицинском мире люди вспомнят и другие столь же показательные примеры. Но, может, для того, чтобы понять логику назначения в заказчики совсем не обязательно быть знатоком медицинского мира?
И тогда получится, что если заказчиками хотят быть все, а становятся ими почему-то избранные, то объединяет избранных либо отношение с руководством минздрава, который все равно патронирует все конкурсы своих учреждений, либо отношения с деньгами, когда одни могут ими распорядиться без нареканий, а другие нет. Если хоть капля сермяжной правды в этих рассуждениях есть, то тогда можно смело утверждать, что список открыт. По крайней мере где-то начиная с апреля он стал гораздо более оживленным. Суммы новичкам доверяются сначала маленькие, но и по ним можно отследить, оправдали они свое право подойти к бюджетным деньгам или нет.
Суммы при госзакупках в саратовском правительстве вообще, и в минздраве в частности, предпочитают распределять небольшие. Иногда поэтому в один день могут проводиться несколько конкурсов. Бывает, что в один день для одного лечебного учреждения и для одного его поставщика одной и той же продукции приходиться, изловчившись, нарезать несколько партий, разбив миллион рублей на лоты по нескольку десятков или несколько сотен тысяч. По мне это глупо. И подозрительно. И неэффективно.
За семь месяцев нынешнего года минздрав в ходе почти ста конкурсов сам распределил по поставщикам медицинских товаров двести с небольшим миллионов рублей. Областная клиническая больница на пяти десятках конкурсах распределила 22 миллиона рублей. Товаров почти на 2 миллиона рублей доверили купить областной психиатрической больнице. Набирают темпы вольский межрайонный онкологический диспансер и балаковские противотуберкулезный и психоневрологический.
В списке заказчиков товаров медицинского назначения также значатся:
Областной госпиталь для ветеранов войн
Саратовский онкологический диспансер
Областной противотуберкулезный диспансер
Детский противотуберкулезный диспансер
Саратовский психоневрологический диспансер
Областная офтальмологическая больница
Областная станция переливания крови
ГУ «Лысогорский ПНИ»
Областной перинатальный центр
Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями
ГУ «Вязовский ПНИ»
Областная детская клиническая больница
Саратовский противотуберкулезный диспансер
ГУЗ «Областной врачебно-физкультурный диспансер»
ГУ ЦСОН Вольского района
Бюро судмедэкспертизы
Центр медицины катастроф
Областной кожно-венерологический диспансер
Балаковская станция переливания крови
Саратовский областной центр планирования семьи
Энгельсская станция переливания крови
Мы продолжим.
Ольга Копшева