Телефоны для связи
Статьи
Наивные заметки о наивном искусстве
28 ноября 2010, 18:29

Многие саратовцы, ценители искусства или просто любители общения вовсе не удивились, услышав, что в Саратов приехала живопись из Раненбурга. Причина в том, что Саратов снова посетил художник Сергей Левитов. Приехал он не один, а с картинами, написанные в родном городке художника, Раненбурге.

3 августа , в 17.00 в галерее «Белая» открылась выставка работ Сергея Левитова «Живопись из Раненбурга».

Эта выставка - не первый саратовский проект художника. В свое время Сергей учился в Саратовском художественном училище, а его первой выставкой стала полуподпольная , полуподвальная экспозиция в «Желтой горке».

Позднее Сергей начал работать в творческом тандеме с Игорем Ролдугиным, ныне - питерским художником, да так и не смог остановиться. По словам художника, самый часто задаваемый вопрос за этот визит в Саратов - это «А где Ролдугин?»

Оно и понятно, столько лет работать бок о бок, выставки устраивать исключительно совместные, в театре работать над спектаклями и декорациями - тоже только вместе, а тут - персональная выставка. Уж не произошло ли кардинальных перемен в творческих и жизненных воззрениях художника, задались вопросом мы и побежали на открытие - расспросить самого Сергея.

Но Сергей Левитов, хоть и работает много лет в жанре «наив», художник серьезный. Со всех сторон окруженный телекамерами и микрофонами, он мужественно отбивался от «самого часто задаваемого вопроса» и так ничего и не сказал о местонахождении Игоря Ролдугина. Впрочем, как выяснилось в процессе открытия и раскупоривания выставки, такое обилие внимания журналистов к хоть и значительной, но достаточно камерной выставке (в экспозиции представлено 19 работ) художника, вызвано не резким повышением культурного уровня в Саратове и интереса к новостям художественного мира, а предполагавшимся посещением церемонии открытия Олегом Табаковым. Олег Павлович, кстати, высоко ценит мастерство раненбургского-саратовского художника. Но на церемонии открытия он так и не появился, чем изрядно огорчил журналистскую братию, которая, понурив взгляд, неприкаянно бродила по залу, то и дело, с надеждой вскидывая глаза на дверь. Стыдно, товарищи! Художник ценен своим мастерством, а не знакомыми.

А потому, пытаясь спасти общее впечатление, мы взяли эксклюзивное интервью у половины творческого тандема Левитов-Ролдугин, представленной, в данном случае, Левитовым, который и сообщил нам, что в дальнейшем планирует еще более тесно связать свою судьбу с Саратовом и привезти к нам несколько более масштабных проектов. Но случится это только после того, как пройдет его огромная,на 100 работ, опять таки персональная, выставка в Липецке. В ближайшее время Сергею предстоит много работать, так как по его признанию, пока что закрома его мастерских почти что пусты. А работы последних лет разъехались по выставкам в разные города необъятной нашей родины, в том числе и в Саратов.

Ну, а что касается впечатлений от выставки, то могу только процитировать слова Алексея Согомонова о том, что «наив» - это не реакция на усложнение жизни, это сознательный уход от ее никчемной сложности. Художественная контрреформация вновь возвращает нас к слегка позабытому понятию «наив».

Левитов снова поражает тем, с какой легкостью он описывает сложные культурные конфликты, но с такой же легкостью уходит от них, прикасаясь, но не принимая. Быть может, негаснущий интерес публики к его работам (вне зависимости от того, есть ли поблизости Табаков или нет) тем и вызван, что даже элитная публика подвержена «наиву», она не хочет слушать сложную музыку, не желает вдумываться в абстрактные смыслы искусства. Элиты, уходя от массовой культуры, изобретают то, что является сегодня «наивом». Именно этим можно объяснить внезапную популярность кельтской музыки или удивительный успех «наивного» портрета в живописи. Наивный реализм, наивная скульптура и даже наивный перформанс – все это сегодня наполнено новыми смыслами и значениями. Но торжество «наива» не означает возвращения к хаосу, примитивизму или постмодернистской эклектике. Сегодняшний «наив» это уже чистая художественная форма, особенно, в воплощении Сергея Левитова. И эта культура сегодня настолько близка человеку, что он перестает чувствовать ту должную дистанцию между собой и художником, которую он ощущал на протяжении нескольких последних столетий. Кто, глядя на цветущее и благоухающее денежное дерево не поймет, что «У Буратино все получилось»? Кому не близка эта тема? Искусство в массы!

Екатерина Владимирова


Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
488