Телефоны для связи
Статьи
О том, как врут путеводители и не только...
28 ноября 2010, 18:29

«Путь свободен, как друг степей, дикий осел,
ибо никакие блага мира не сравнятся с мудростью,
обретаемой в путешествии...»
Салман Рушди

Мы – последнее поколение путешественников. Мы - те, кому еще удастся заглянуть в такие уголки света, по которым не успел прокатиться асфальтовый каток, куда еще не добрались уполномоченные по правам человека и система денежных переводов «Western Union». Мы, наверное, – уже не первооткрыватели, мы открыватели консервных банок, мы изучаем историю стран по 1,5 страничкам в дорожном путеводителе и считаем, что более нет ничего неизведанного. И в чем-то мы правы, ведь мы достоверно знаем, что даже где-нибудь в Кандагаре, на земле пуштунов, где женщинам запрещено выходить на улицу, а мужчины носят за поясом кинжалы и заматываются в пропыленные шальвар камисы, на какой-нибудь очередной ветвистой улочке обязательно притаилась вывеска «Coca-cola» или, еще хуже, интернет-кафе. И все же...

Когда Влад с Юлей отправлялись в свое двухлетнее путешествие по Азии, им с трудом верилось в фразу из туристического буклета: «Ожидайте невозможного», но так хотелось проверить, увидеть собственными глазами, убедиться, что лапа глобализации 1444 размера не везде еще оставила свой след. Они ехали другими тропами, не в след за оголтелыми туристами, которые, понавешав на себя фотоаппаратов и запасшись разговорниками типа : «Мы научим вас говорить на коптском за два дня» толпами валят в Египет, чтобы потом с гордостью сказать: «Смотрите, вот это Сфинкс, а это, рядом, - я!» Выйдя на трассу с двумя рюкзаками они остановили попутную машину и поехали, а на вопрос: «куда?», отвечали односложно: «на восток!». Так они проехали автостопом через весь Казахстан и Китай, а потом - уже не остановиться: Бирма, Тайланд, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Индия, Непал, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан....

В путешествии прошло почти 2 года вместо предполагавшихся 6 месяцев. И вот, спустя 20 месяцев дороги, вернувшись в Саратов, Влад Степанычев, в ходе 4-х часовой беседы, рассказал мне то, чего не прочитаешь ни в одном путеводителе...

Влад и Юля останавливались у местных жителей, жили в буддистских монастырях, в палатке у дороги; проезжали через такие деревни, где не знают слова «Hello» и раскрашивают дома в цвет неба. И вот ведь, странно – в беднейших азиатских странах, среди голода и болезней люди делились с ними едой и ночлегом, бросали работу и дела, чтобы помочь и подвезти. «Ничего странного - говорит Влад, - мы просто шли своим путем. У человека изначально есть все, чтобы осуществить мечту. Просто, сама судьба ведет нас».

Впрочем, как мне кажется, ничего странного в этом нет только для человека, прожившего несколько месяцев в Индии.

«Для того, чтобы найти себя, настоящего, нужно потеряться в стране, раствориться в толпе людей, потерять индивидуальность, почувствовать пустоту внутри, и лишь потом – обрести себя снова. Вылезайте из бассейна, выходите за стены отеля, заблудитесь, говорите с прохожими, не отказывайтесь от угощений, пусть не очень привлекательных на вид.... иначе, вы никогда не станете даже гостем, так и останетесь туристом», - говорит Влад.

Быть гостем в Азии вовсе не то, что быть заезжим туристом. Гость в мусульманских странах – посланник Аллаха. Даже в Афганистане, где у каждого взрослого мужчины за спиной 20 лет войны, где прекрасно помнят, как в страну входили русские войска, Влада с Юлей принимали тепло, а предложение заплатить за ночлег и еду воспринимали как оскорбление.

«Путешествовать по Азии безопасней, чем жить в России. Там везде действует одно золотое правило: как ты относишься к стране, так и она отнесется к тебе», - говорит Влад, - Например, в Индии ты можешь быть ничем и, при этом, быть собой. В России же, ты обязательно должен кем-то стать, имея ввиду твое социальное положение , но, даже став заметной фигурой и многого добившись, вовсе необязательно ты сумеешь стать собой».

По словам Влада, ему было бы страшно вернуться в Азию, но не оттого, что Азия не манит назад, ведь недаром говорят, что это та земля, от которой исходят священные вибрации, а оттого, что горько было бы обнаружить новые кофейни и склады на месте руин древних камбоджийских храмов. В азиатских странах процесс интеграции в мировое сообщество происходит гораздо более болезненно и скачкообразно. «В одной и той же семье родители могут не уметь читать и писать, но рассказывать по памяти песни из «Махабхараты», а их дети - в совершенстве владеть английским и вовсю пользоваться интернетом», - говорит Влад.

С одной стороны, прогресс неотвратим и, безусловно, несет в себе массу позитивных моментов – это ясно всем, даже и перечислять их не стоит. Но как же запомнить «Махабхарату» наизусть, если можно ее заархивировать, записать на карту памяти, сбросить по сети, обсудить в форуме?...

Впрочем, бессмысленно лить слезы над сбежавшим молоком. Что сделано, то сделано. Отважные путешественники, по всей видимости, скоро снова отправятся в путь в поисках ускользающей красоты. Куда? Не знают даже они сами.

Набравшаяся восточной мудрости,
Екатерина Фролкина

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
47