Последний российский император Николай II (Романов), получивший после ходынской коронационной трагедии прозвище «Кровавый», в конце концов, сам пал от руки большевистского киллера и стал мучеником.
События, разворачивающиеся вокруг «коронации» другого Николая Романова на «престол» саратовского Сити-менеджера приобретают схожий ореол. Впору утверждать, что наш «Николай III» может стать мучеником, так и не дождавшись «трона».
Говорить об этом заставляют более чем странные события, разворачивающиеся вокруг «коронационного» процесса.
Если сравнить Романова с котом, а его долгое пребывание на вторых ролях в райадминистрации Энгельса с мешком, то момент «доставания кота из мешка» совпал по времени с приснопамятной объединенной презентацией энгельсского чиновника в офисе «Единой России».
Тогда от лица всех реальных политических сил, представленных в городе – губернатора, главы города, партии «Единая Россия» было заявлено, что все проблемы и разногласия, сотрясавшие город разрешены и консенсус всех заинтересованных сторон достигнут.
Если называть вещи своими именами, то это будет выглядеть так.
Проблемы – это ненормально затянувшийся процесс назначения реального и квалифицированного Главы администрации города. То есть мэра или, если угодно, Сити-менеджера, муниципального завхоза, «директора Саратова» и т.д. Того, в чьи обязанности входит решение всех городских коммунально-бытовых проблем: подготовка к отопсезону, бесперебойное горячее водоснабжение, вывоз мусора, чистота на улицах. И самое главное – того, кто за это будет нести ответственность.
Проблемы – это то, что аж с марта, вопреки усилиям большинства Городской думы миллионный город остается без легитимной исполнительной составляющей местного самоуправления.
Разногласия – это конфликт интересов между двумя сторонами, способными повлиять на развитие событий. Первая – большинство Городской думы, заинтересованное в максимальном повышении эффективности работы всех городских механизмов. Со второй стороной сложнее. Вроде бы, ею выступает губернатор Ипатов. Но он лично проявляет к событиям чисто формальный интерес: поприсутствовал на презентации Романова и пару раз абстрактно высказался на счет необходимости скорейшего утверждения «Сити», заявив, что кандидатуру Романова единогласно поддержат все 9 членов конкурсной комиссии «от области».
Но за его спиной вовсю шустрят множество разнокалиберных политиков, чиновников, бизнесменов. Это и гордумская оппозиция, и в первую очередь, знатный строитель Леонид Писной.
Так что можно утверждать, что вторая сторона – это, спрятавшиеся за спину губернатора, влиятельные и инкорпорированные в политику бизнесмены (и их лобби). Точнее, те из них, в чьи планы не входит появление мощного тандема «Глава города + Мэр города». Причем, факт того, что эти «спрятавшиеся за спину» действуют кулуарно, непублично, «из за угла», ярче всего свидетельствует, что «цена вопроса» - не столько политика, сколько развитие бизнеса. Ни для кого не секрет, что большинство таких политиков-бизнесменов родом из строительного комплекса. Бытие, так сказать, определяет сознание. Все по Марксу – ничего не попишешь.
Вернемся к нашей формуле. Суть проблем и разногласий мы разъяснили. Осталось рассмотреть консенсус, как его представили публике.
Консенсус – это признание Николая Романова, специалиста из заволжского Энгельса, кандидатом от всех спорящих сторон – и от губернатора Ипатова, и от главы города Грищенко. Этот мезальянс был благословлен всеми, вплоть до партии «Единая Россия», членами которой по странному совпадению являются почти все фигуранты спора. Таким образом, ключевой вопрос формально получил однозначное и приемлемое для всех решение.
Прямым следствием этого, по идее, должно было стать решительное ускорение процесса назначения долгожданного «сити». В нашем случае конкретно Романова. Другими словами, все помехи были вроде бы устранены и оставалось только соблюсти формальности.
Но не тут-то было. «Представители губернатора», прежде всего знатный строитель Писной, стали вдохновлено саботировать процесс. А именно – срывать заседания конкурсной комиссии и, как следствие, сроки проведения положенного по закону конкурса. Формальная претензия – требование изменить существующую процедуру утверждения кандидатур на должность Сити-менеджера, прошедших конкурсный отбор.
Согласно нынешнему, конкурсный отбор перед голосованием по кандидатурам в Гордуме могут пройти до шести претендентов. Они, в принципе, могут представлять разные политические силы. Ведь для получения права участия в «суперфинале» достаточно получить всего три голоса «членов жюри». А всего, напомним, в конкурсной комиссии восемнадцать «шаров» - пополам «городских» и «областных». Таким образом, предстать в «час Х» перед депутатами Гордумы теоретически смогут и представитель «медведей», и коммунист, и «человек от строителей», и «губернаторский», и «городской». Такая процедура выглядит наиболее демократической – а уж депутаты, избранные населением, выберут достойнейшего.
«Оппортунисты» предлагают сменить процедуру таким образом, чтобы конкурс смогли пройти только угодные большинству конкурсной комиссии. В нашем случае, «губернаторской» стороне. Потому что, де-юре городская половина конкурсной комиссии зеркально отображает интересы и волю жителей города (по крайней мере, ее социально активной части; что же творится де-факто – только повод для многочисленных спекуляций). «Областная» же составлена исходя из корпоративных интересов областной власти, что предоставляет максимум возможностей для произвола и минимум стимулов для учета чьих бы то ни было интересов, кроме собственных.
Несообразность ситуации в том, что разницы между тем, каким способом пройдет через сито отбора конкурсной комиссии Николай Романов – волей большинства комиссии или, набрав три голоса по нынешнему варианту – абсолютно «по барабану».
Тогда почему происходит нынешняя коррида со внесением поправок в положение о конкурсной комиссии? Ведь их принятие фактически нацелено на концентрацию полного контроля за процессом отбора кандидатов в руки «областников».
Вариантов – толко два. Либо Писной и компания замыслили заговор против Романова, либо они не доверяют Гордумскому большинству и ждут подвоха от него.
Первый вариант маловероятен. Учитывая огромное количество площадок под отселение, которые застолбил Писной еще во времена дружбы с Аяцковым, не в его интересах ссориться с кем бы то ни было, а особенно с надзорными органами. Если же он начнет играть против Романова такая ссора вполне может произойти. Впрочем, энтузиазм с которым Писной рулит с процессом настораживает. Осведомленные источники утверждают, что он вполне способен вновь заручиться поддержкой прежних союзников и выставить в сити-менеджеры себя, любимого. А там, как говорится, победителей не судят. В пользу этого варианта говорит факт того, как ломают непокорных депутатов от «Единой России». Для утверждения в сити-менеджерах Романова такой перестраховки не требуется. Возможно, где-то в кулуарах действительно согласовали какую-то кандидатуру, но не факт, что им окажется Романов.
Второй вариант – Писной с группой поддержки считают, что это гордумское большинство может «кинуть» их в момент голосования и протолкнуть какую-то свою кандидатуру, проведенную на конкурсной комиссии «чисто для альтернативы» тремя голосами (в случае, если, в силе останется нынешний вариант).
В связи этой гипотезой хочется отметить два нюанса. Во-первых, большинство в Думе принадлежит партии «Единая Россия». Областные представители в конкурсной комиссии тоже, в основном, оттуда. Сам губернатор – тоже «единоросс». Какие-то странные получаются разногласия между единочаятелями. Такие внутренние конфликты наносят больше урона имиджу партии, чем вся деятельность объединенной оппозиции. Во-вторых же, такая подозрительность может, в свою очередь, насторожить гордумское большинство. Если в этих условиях оно потеряет доверие к партнерам из области – никто не удивится. Естественным следствием станет желание подстраховаться.
Получается замкнутый круг, в котором уже невозможно будет четко отделить причину от следствия.
Хотя если бы обе стороны, особенно областные активисты, вели игру « с открытым забралом», можно не сомневаться, что Глава администрации уже давно бы был утвержден и занимался бы исполнением своих прямых обязанностей – наводил в городе порядок и чистоту.
Вот в таких условиях завтра, 30 июня собирается очередное внеочередное заседание Городской думы. На повестке, как известно – один вопрос: повторное рассмотрение «губернаторских» поправок в положение о конкурсной комиссии. В прошлую пятницу для их прохождения не хватило трех голосов при девяти отсутствующих депутатах.
«Саратов-Информ» из достоверных источников стало известно, что на этот раз «сбоя системы» не произойдет и губернатор получит сатисфакцию в виде желанных поправок.
Главный вывод, который предстоит сделать политаналитикам – факт «полного поворота кругом», сделанного депутатами-«медведями». Такой поворот еще полгода назад было невозможно себе представить. Сегодня же «медвежья» стая, сбитая с толку противоречивыми партийными установками, предпочла махнуть рукой на собственное достоинство и бросилась в объятия былого оппонента – губернатора Ипатова. Тот хоть знает, чего хочет.
Федор Расторгуев