Пытается взять областная власть в борьбе за кандидатуру на пост сити-менеджера
Cмена исполнительной власти Саратовской области ознаменовала для нее начало эпохи поражений и неудач. Первой и самой серьезной была потеря влияния на законодательный орган губернии – Областную думу. Губернатор имел шанс ввести на вакантные депутатские должности не менее пяти ударных бойцов. Но «свободные округа» были отданы на откуп партии «Единая Россия», которая немедленно воспользовалась случаем, чтобы внедрить в Облдуму «группу панковых».
Даже в округе, который освободил Олег Грищенко, и там не смогли (даже и не пытались!) продвинуть своего человека. Хотя наиболее продвинутые советники предлагали губернатору попытаться провести в Думу своего «троянского коня» в лице Наталии Старшовой. Дума, первоначально полностью подконтрольная Володину, в настоящее время расколота, но и этой ситуацией область не воспользовалась в должной мере. Областной парламент сегодня сам по себе, а фигура его формального лидера – Павла Большеданова, настолько инфантильна, что в здании на Радищева, 24 а царит анархия, в условиях которой лучше всего себя чувствует наш доморощенный Че Гевара – Вячеслав Мальцев.
Еще одним поражением стали районы области. Как губернатор ни старался, а добиться полного контроля над ними ему не удалось. В настоящее время о контроле, которым располагал когда-то экс-губернатор Дмитрий Аяцков, Ипатов может только мечтать. Если завтра случатся выборы, то вряд ли областная власть окажется в состоянии их контролировать, тем более использовать «на всю катушку» административный ресурс.
Сегодня районы можно было поделить на три условных группы. Первая – подвержена влиянию «Единой России», вторая, преимущественно, нейтральная и третья – более или менее лояльна губернатору. Но, отказав аграрному сектору в приоритетности, Ипатов настроил против себя так называемую «районную элиту», которая неплохо наживалась на бюджетных субвенциях.
Контролировать ситуацию в районах губернатору призван помочь комитет по работе с территориями. Однако от его министра Сергея Овсянникова сложно ожидать эффективной работы. Он изначально оказался в роли Труффальдино из Бергамо, слуги двух господ. С одной стороны непосредственный начальник – губернатор, с другой стороны – ЕР и Володин. Когда их интересы не противоречили друг другу, комитет Овсянникова выдавал на гора результаты. Сегодня же ему буквально каждый день приходится делать сложный выбор между «московской Сциллой» и «балаковской Харибдой».
Самым же чувствительным оказалось поражение в битве за Саратов. Здесь исполнительная власть области понесла самые тяжелые потери. Аяцков, даже в те времена, когда конфликтовал с Аксененко, понимал, что областной центр – это прежде всего административный ресурс, необходимый на выборах. Он мог пойти на любые компромиссы, но не за счет утраты контроля над адмресурсом. Известно, что губернатор отвечает перед Кремлем за то, как на подконтрольной ему территории прошли выборы. При этом Кремль четко ставит приоритеты, какая партия должна одержать победу, а какая остаться в аутсайдерах. Положительные результаты, укрепляют позиции главы исполнительной власти региона перед Кремлем, отрицательные – напротив способны обрушить «рейтинг».
Павел Ипатов сдавал экзамен на лояльность в период выборов в Городскую думу Саратова. Если говорить о том, что «партия власти» не мытьем, так катаньем, смогла одержать победу, то не благодаря, а вопреки губернатору. Ипатов в самый ответственный момент предпочел поступить, как Понтий Пилат. В результате такого компромисса в Гордуме появилось большинство от «ЕР», зато губернатор утратил даже ту малую унцию контроля, которой обладал еще в начале. Параллельно проигранным выборам, была проиграна, а если откровенно, то просто предана группа «Чистый город». Готовую прогубернаторскую фракцию в Гордуме, не только не довели до победы, но бросили на произвол судьбы.
Последним бастионом, за который область намерена дать «последний и решительный бой» в этом политическом сезоне стала кандидатура сити-менеджера. Не надо быть слишком продвинутым аналитиком, чтобы понять, если глава администрации окажется нелояльным к губернатору и его нынешнему окружению, власть Ипатова окажется эфемерной. На предстоящих выборах в Областную и Государственную (аналитики полагают, что выборы могут пройти в один день) Думы административный ресурс может оказаться в чьих угодно руках, но только не в руках исполнительной власти области.
Хорошо это понимают и некоторые депутаты областной Думы, особенно те из них, которые все меньше скрывают собственные амбиции провести в законодательное собрание региона своих ставленников.
Если та часть депутатов Городской думы, которая группируется вокруг главы города Олега Грищенко, стремится отстоять лояльную им кандидатуру главы администрации для того, чтобы после его избрания городская власть работала в одной команде, если думская оппозиция стремится к тому, чтобы сити-менеджер если и был бы «сукиным сыном», то и «ее сукиным сыном» тоже, то область видит в лице «сити» только административный ресурс, потеряв контроль над которым, она может утратить доверие Кремля.
Владимир Вольский