erid: LjN8JvJTg
Эмитенты и инвесторы не теряют интерес к фондовому рынку, несмотря на соблазн запредельно высоких ставок по депозитам. Сейчас у части банков процент по вкладам достигает 20%
Как изменились предпочтения инвесторов на фондовом рынке и каковы планы эмитентов? Об этом рассказал директор Саратовского представительства компании «ФИНАМ» - Косаков Дмитрий Анатольевич.
— Как изменилось отношение к финансовому рынку после падения котировок и введенных санкций, из-за которых произошла блокировка активов?
Блокировка все-таки произошла не по вине рынка ценных бумаг, а по вине геополитических факторов, и это могло произойти на каком угодно рынке. Пока мы видим, что несмотря на высокую ключевую ставку и высокие ставки по депозитам, приток населения на фондовый рынок сохраняется. Да, он замедлился, но это логично, — банки предлагают депозит выше 20%. На фондовом рынке сейчас приток именно крупных клиентов. Если на момент начала СВО средний счет у нас был в районе 680 тысяч рублей, то сейчас он превышает 2 миллиона рублей.
— Почему возник такой тренд?
Раньше деньги уходили из России в зарубежную недвижимость, какие-то проекты. Сейчас это дороже, да и риски возросли. Соответственно деньги, которые зарабатываются внутри России, инвестируются также внутри страны, в том числе на фондовый рынок.
— Какие изменения произошли в стратегии инвестирования?
По моему наблюдению, у предпринимателя как физического лица стратегия инвестирования сейчас достаточно агрессивная. Она предусматривает не только облигации, но и акции. Юрлица в основном вкладывают свободный, ликвидный, краткосрочный капитал в РЕПО с ЦК, то есть аналог овернайта. Они более привлекательные по доходности. Иногда юрлица выбирают облигации с короткой дюрацией. Кроме того, на рынке постепенно растет интерес к хеджированию.
— Какие финансовые инструменты сегодня востребованы? Можно ли выделить каких-то эмитентов?
Спрос, скорее, смещается из акций в облигации в силу того, что облигации крупных эмитентов с рейтингом таким, как АФК «Система», Global Ports и т.д., обеспечивают доходность в 20-22%. Так что инвесторы увеличивают количество облигаций в своих портфелях. Есть достаточно большой интерес к фондам ликвидности. Это фонды, которые вкладывают деньги в то же самое РЕПО, в так называемый денежный рынок, и обеспечивают доходность близкую к ключевой ставке. Но это, скорее, не долгосрочное вложение, а способ пересидеть, не теряя деньги, период высокой волатильности на рынке. Когда рынок падает, инвесторы выходят в деньги, и чтобы они просто так не лежали, покупают фонды ликвидности.
Есть достаточно большой интерес к дивидендным бумагам и «голубым фишкам», в том числе традиционным российским. Здесь очевидный фаворит «Сбер». К другим дивидендным лидерам также можно отнести нефтянку: «Лукойл», «Татнефть», «Башнефть» и т.д.
— На рынке появляются новые компании. Как на них смотрят инвесторы?
С интересом. Особенно на IT. У нас на рынке их традиционно мало, поэтому новички, как правило, размещаются успешно, с хорошей переподпиской. Впрочем, это актуально не только для IT — главное, чтобы компания была с понятного растущего рынка, с понятной стратегией. Например, недавно успешно разместилась компания «Промомед».
— Кто будет чаще выходить на IPO?
Скорее всего, лидерами по количеству новых размещений будут как раз IT-компании, как средние, так и достаточно крупные. Думаю, что будут выходить сильные бренды потребительского рынка. Например, одно из первых IPO в новом цикле размещений наметила торговая марка HENDERSON. Скорее всего, другие нишевые магазины с сильными позициями в своих сегментах тоже будут размещаться. Несколько раз планы на IPO анонсировал «ВкусВилл». Шансы разместиться есть и у ряда других торговых компаний.
— Какие новые финансовые инструменты могут заинтересовать инвесторов?
Достаточно активно развивается рынок коллективных инвестиций, например, биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФы). Санкции по ним изначально нанесли достаточно серьезный удар, потому что многие БПИФы реплицировали иностранные индексы S&P, NASDAQ. Они пострадали, и теперь на рынке запускаются новые БПИФы денежного рынка, индексные БПИФы, фонды на активно управляемые стратегии. Также появляются другие новые инструменты, например, сертификаты. Это в какой-то степени аналог паевого фонда, но со значительно более гибкой стратегией. Скорее всего, сертификаты тоже будут достаточно активно распространяться. Возможно, в ближайшее время легализуется CFD через форекс-диллеров, потому что спрос и интерес к инвестициям в иностранные инструменты на рынке все-таки есть. Это спрос на валютную доходность, потребность в диверсификации продуктов. Российский рынок, как бы активно он ни развивался, все-таки еще очень маленький по количеству эмитентов и отраслей. Американский рынок превосходит его на порядок, а может быть и на два. Именно поэтому российские инвесторы, несмотря на опасение санкций, все еще торгуют в Америке. CFD — это возможность торговать внутри российского правого поля, пусть не совсем акциями, а котировками, но тем не менее зарабатывать на движениях иностранных активов. Я думаю, CFD будут легализованы достаточно быстро.
Реклама, АО «ФИНАМ», 7731038186