Сегодня в Саратове руководитель регионального управления по охране объектов культурного наследия Владимир Мухин провел онлайн-брифинг. Он ответил на вопросы журналистов.
Корреспондент «СарИнформа» озвучил жалобу читателей, которые обратились в редакцию:
«Почему дом № 34 на улице Мичурина не признают ни аварийным, ни историческим памятником. Дом сдан в 1917 году, ему более 100 лет. Это очень проблемный дом, вечно зимой мерзнут трубы, которые приходится отогревать чугунным утюгом. Невозможно помыться и спустить воду в унитазе. В доме все рушится».
«Что касается коммуникаций — это в компетенции другого управления. На сегодняшний день у меня есть информация, что дом признан аварийным и подлежит расселению.
Не все старые дома могут являться памятниками исторического значения. Инициаторы, которые хотят признать такой статус, должны принести заявление и ряд документов. Комиссия проведет работу. И либо признает, либо не признает. Насколько это поможет жителям с ремонтом, не знаю. И насколько они будут рады такому обстоятельству (при признании здания объектом культурного наследия собственники содержат его за свой счет — прим. ред.). Если комиссия признает дом памятником, его внесут в реестр объектов культурного наследия (ОКН). Если не будет признан, вопросы сохранения будут входить в компетенцию местной администрации», — пояснил Мухин.
Чиновник рассказал, какие дома можно сносить, а какие нельзя:
«Не все дома можно признать памятниками исторического наследия. Безусловно, среди старых домов под снос такие могут оказаться. Для этого есть процедура признания. Мы будем каждый дом в отдельности вместе с краеведами отрабатывать. Что касается обычных домов — старинных построек, не признанных ОКН. Если общественность считает, что они должны быть сохранены, то есть иные механизмы их сохранения — надо, чтобы администрация Саратова и управление по архитектуре шли навстречу. Но это, безусловно, не значит, что все старые дома должны быть сохранены, ни к чему хорошему это не приведет. Надо понимать, где это сохранить целесообразно. Надо отделять мух от котлет. ОКН не сносят. Если такое решение по ОКН приняли в мэрии, мы направим предостережение. Что касается реконструкции непризнанных — много ли найдется инвесторов, которые захотят их реконструировать. По таким вопросам — в мэрию», — подчеркнул Мухин.
У чиновника спросили, «какие изменения нужно внести в федеральные и региональные законы, чтобы жители смогли ремонтировать памятники».
«Сейчас ОКН можно ремонтировать силами волонтеров. Их должен представлять лицензиат. Для этого есть специальные организации. Определенный человек из такой организации получает у нас разрешение. Сами жители ремонт там проводить не могут, если речь не идет о ремонте о своей квартиры, которая признана историческим памятником. Иногда до абсурда доходит — чтобы линолеум новый проложить, надо кучу документов оформить. Но мы стараемся все грамотно объяснить жителям.
Если мы хотим это изменить, надо вид деятельности «ремонт объектов культурного наследия» убрать насовсем. Но я считаю, что это неправильно. Даже ремонт обычных объектов проводит специализированные строительные организации. Просто жители этого сделать никогда точно не смогут», — подчеркнул Мухин.
Фото: © sarinform.ru